Agile-трансформация
Beyond Budgeting
HR
LeSS
SAFe
Scrum
Бюджетирование
Игра
Конфликты
Обучение
Фасилитация
Применить

LeSS — Scrum на больших масштабах

LeSS — это Scrum, применяемый к множеству команд, работающих совместно над одним продуктом.

Особенности LeSS

Тема работоспособности и, вообще, возможности применения Agile в больших масштабах не дает покоя отрасли разработки программного обеспечения последний десяток лет. Появилось большое количество подходов таких как Scaled Agile Framework, Disciplined Agile Delivery, Nexus, примитивный Scrum-of-Scrums и т.п. Все они либо сложны, поэтому применение их очень затруднительно и часто не дает ожидаемых результатов, либо настолько просты, что решают лишь частные проблемы в ограниченном количестве кейсов.

Хочется найти какую-то золотую середину, что-то «элегантное», такое же «элегантное», простое и провоцирующее к развитию продукта, процессов и команд, как Scrum.

И вот оно свершилось. Встречайте Large-Scale Scrum, сокращённо LeSS, или по-русски Скрам на больших масштабах. LeSS — это Скрам, применяемый к множеству команд, работающих совместно над одним продуктом.

С этого момента мы начинаем серию статей о подходе Large-Scale Scrum и о том, как он применяется в реальных компаниях. Начнем мы с простого — рассмотрим, из чего состоит LeSS в целом и его особенности.

Коротко о LeSS

LeSS — это Скрам. Скрам на больших масштабах (LeSS, Large-Scale Scrum) — это не новый или улучшенный Скрам. И это не разделение на «Скрам на уровне каждой команды» и «что-то другое на уровне выше». Скорее это о том, как применить принципы, назначение, элементы и элегантность Скрама в контексте большого масштаба настолько просто, насколько это возможно. Так же, как Scrum или любой другой настоящий Agile-фреймворк, LeSS является «минимально достаточным подходом» для максимальной отдачи.

Скрам на больших масштабах — это не специальный фреймворк расширения, работающий только на уровне команд. По-настоящему масштабированный Скрам — это тот же Скрам, но работающий на большем масштабе.

В LeSS основная часть команд — это кросс-функциональные, обладающие всеми необходимыми компетенциями продуктовые команды (feature-team), состоящие из 3-9 нацеленных на обучение участников, выполняющих всю работу (от пользовательских интерфейсов и разработки до снятия продуктовых метрик) для создания полноценного рабочего продукта.

Эти команды работают вместе над одним Бэклогом Продукта, потому что у них есть общая цель: по итогам общего Спринта разработать единый, цельный, готовый к поставке продукт, и каждая команда вовлечена в это, потому что она является не компонентной, а продуктовой командой (feature-team), и отвечает за end-to-end продукт, а не только за его отдельную часть.

Что представляет собой продукт в LeSS? Это полноценное (end-to-end), клиенториентированное решение, которое будет использоваться реальными людьми. Понятие продукта в LeSS гораздо шире, чем просто компонент, платформа, слой или библиотека.

LeSS — это не просто процессный фреймворк. LeSS включает в себя:

  • фундаментальные принципы, формирующие основу для других элементов LeSS;
  • два процессных фреймворка;
  • руководства по запуску LeSS в компании;
  • реальные эксперименты в компаниях, которые привели к созданию LeSS.

Experiments Guides

Скрам на больших масштабах состоит из двух фреймворков:

  • LeSS — от 2 до 8 команд;
  • LeSS Huge — 8+ команд.

LeSS

Обычный LeSS-фреймворк предполагает наличие одного (и только одного) Владельца Продукта, который владеет продуктом, оптимизируя продукт в целом, и управляет одним Бэклогом Продукта, над которым работают команды в рамках общего для всех Спринта. Элементы LeSS-фреймворка практически идентичны элементам Скрам для одной команды, только применяются уже не к одной команде, а к «команде команд».

LeSS Framework

LeSS Huge

В какой-то момент, когда один Владелец Продукта более не может держать в голове полный контекст, у него не получается соблюдать баланс между внутренними и внешними коммуникациями, а Бэклог Продукта разрастается настолько, что один человек более не способен с ним справляться. Это сигнал для перехода от обычного LeSS к LeSS Huge.

В LeSS Huge по-прежнему есть один владелец Продукта, но у него есть команда помощников (Area Product Onwners). В LeSS Huge работа над продуктом разделяется по Областям Требований (Requirement Areas). Область требований — это не компонент продукта, а определённая группа end-to-end функционала продукта с точки зрения клиента, то есть каждый элемент Бэклога Области Требований (Area Backlog) несет конечную ценность для клиента. Работа над Requirement Area осуществляется Area Product Owner и от 3-х до 8-ми команд.

LeSS Huge

Вот в целом как выглядит LeSS, но, конечно же, под капотом много нюансов: как плавно запустить LeSS, какие изменения необходимы в организации, как происходит распределение команд, как плавно перейти к feature-team, как определить, что является продуктом в вашей компании? Об этом всем читайте в наших следующих статьях.

Приходите на наш тренинг

Certified Large-Scale Scrum Practitioner
29-31 мая 2017 г.

Курс проводят 2 ведущих специалиста по LeSS:

  • Ran Nyman Сертифицированный LeSS тренер, специализируется на поддержке изменений в крупных транснациональных компаниях;
  • Алексей Воронин — сертифицированный тренер консорциумом ICAgile.

Полезные материалы (на английском):

Помимо этих книг, рекомендую сайт less.works, который содержит подробное описание подхода LeSS и кейсов его реализации в различных компаниях.

17 май 2017, Алексей Воронин
Maxim_Lapin
25 апр 2017, Сергей Рогачев
Beyond Budgeting: чем заменить бюджеты и повысить прибыль

Beyond budgeting — иная, адаптивная менеджерская модель. Суть ее сводится к тому, что вместо детализированного бюджета готовится план мероприятий, а отчетные периоды привязываются не к календарю, а к конкретным стадиям развития проекта.