Опережающие и запаздывающие показатели
В управлении результативностью работы мы часто говорим про “запаздывающие” (lagging) и “опережающие” (leading) показатели. Что это такое?
Перевод статьи Karel van der Poel Lagging and leading indicators выполнен с разрешения автора.
Запаздывающие показатели обычно ориентированы на результат. Такие метрики легко посчитать, но повлиять на них и улучшить трудно. А опережающие показатели обычно описывают предпринимаемые усилия. На них легко влиять, но трудно измерить.
Попробую описать на простом примере. Многие из нас хотят снизить вес. Вес — это запаздывающий показатель, который легко измерить. Вы встаете на весы и видите результат. Но как действительно вы достигаете своей цели? Потеря веса имеет 2 “опережающих” показателя. Во-первых, набранные калории. Во-вторых, сожженные калории. На эти 2 метрики легко влиять, но измерить их сложно. В ресторане вы не видите в меню количество калорий заказываемого обеда. И если вы такой же, как я, то вы не в курсе, сколько калорий вы сожгли в конкретный день.
Теперь переведем это на бизнес. Большинство финансовых показателей: доход, прибыль, затраты — являются результатами деятельности компании, то есть запаздывающими индикаторами.
Представьте, вы управляете аутсорсинговой ИТ-компанией и вам необходимо обеспечивать SLA (Service Level Agreements, соглашения об уровне обслуживания), согласованный с вашими клиентами. К примеру, максимально допустимое время на решение критических инцидентов составляет 48 часов.
Конечный результат легко измерить. Вы или решаете инциденты за 48 часов, или нет. Но как вы можете повлиять на это? Какие действия вам предпринять, чтобы достичь желаемого результата?
К примеру, вам придется контролировать начало работы сотрудников над инцидентами после их возникновения. Вам нужно убедиться, что решением инцидента занимаются специалисты с необходимыми для этого навыками и что они не перегружены другой работой.
И это можно описать такими “опережающими” показателями:
- % инцидентов, не взятых в работу в течение 2 часов;
- % нерешенных инцидентов старше 1 дня;
- % инцидентов, перенаправленных на другого специалиста более 3 раз;
- среднее количество инцидентов на одного специалиста.
Если вы начнете измерять и улучшать такие KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) на ежедневной основе, уверен, высока вероятность, что вы заметите улучшения в соблюдении SLA.
Опережающие индикаторы часто связаны с деятельностью сотрудников. Помните наш личный пример? Потеря веса — это не деятельность, в отличие от упражнений и питания.
Что такое PI-планирование? Как с помощью этой практики выстроить эффективную и согласованную работу команд? И как подготовиться к сессии в офлайн или онлайн-формате? Обязательно ли внедрять SAFe®, чтобы использовать PI-планирование? В статье подробно отвечаю на все эти вопросы.
Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Это базовая статья для тех, кто слышал про OKR и хочет попробовать этот метод в своей команде, но пока не знает, с чего начать. Обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.
Что такое проект, кто придумал проектный подход и при чем здесь высадка на Луну. В этой статье разберемся с базой проектного управления и изучим 5 лайфхаков, которые можно и нужно применять всем, кто задается вопросом, как эффективно управлять проектами.