OKR: чек-лист, как ставить цели, которые хочется достигать
Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Это базовая статья для тех, кто слышал про OKR и хочет попробовать этот метод в своей команде, но пока не знает, с чего начать. Обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.
Почему все говорят об OKR?
OKR (Objectives and Key Results) — это система постановки целей, которая давно завоевала популярность во всем мире и используется в глобальных компаниях любых отраслей: Google, Intel, Airbnb, Sears, Nike, Walmart и др. В чем же секрет такого успеха?
Никакого секретного ингредиента нет © На самом деле всё просто:
- Применимость. OKR помогает быстрее и эффективнее достигать целей в местах, где нужны улучшения, хочется достичь прогресса. Т.е. почти везде 🙂
- Доступность. OKR-подходу можно быстро научиться и сразу начать применять. Ставим Цели (Objectives) — каких именно изменений нам нужно достичь, и Ключевые результаты (Key Results) — как будем измерять прогресс и ориентироваться, что движемся в выбранном направлении.
- Гибкость. Работая с OKR, команды ставят цели на квартал и в ритме 1-2 недели мониторят прогресс, уточняя параметры OKR по ходу. Так получается учитывать постоянно меняющийся контекст и быстро адаптироваться, оставаться гибкими и реагировать по ситуации, сохраняя при этом выбранный фокус внимания.
- Высокая вовлеченность. Всем хочется быть частью успешной истории, и OKR помогают в этом. Амбициозность и приоритетность целей — один из главных принципов OKR. Также на вовлеченность работает прозрачность OKR, OKR компании — это открытая для всех информация.
- Измеримость успеха: благодаря Ключевым результатам (Key Results) команда может объективно оценивать прогресс и эффективность усилий.
- Согласованность со стратегией. OKR поддерживают и реализуют стратегические вызовы, благодаря им команды четче видят, как их усилия непосредственно влияют на будущее компании.
Это лишь некоторые преимущества OKR, которые делают подход востребованным во многих организациях и командах.
OKR в теории и на практике
В первом же пункте я указала, что методика OKR проста для применения. Она состоит из следующих элементов:
В свою очередь, Цели и Ключевые результаты должны соответствовать следующим критериям:
Рекомендация: поскольку Objective — это лаконичное предложение, в нем может быть не полностью понятен ход ваших мыслей и предпосылки. Но наша задача — вовлечь, поэтому опытные OKR-практики дают еще письменное пояснение: «Почему это важно сейчас?».
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Пример 1 для ИТ-команды
🎯 Objective: Улучшить наш процесс онбординга ИТ-специалистов и не терять классных кандидатов.
⚡ Почему это важно сейчас: мы ежемесячно берем на борт около 20 новых ИТ-специалистов. Процесс онбординга всегда работал хорошо, пока мы медленно росли, но судя по обратной связи за последние 2 квартала, процесс нужно сделать более эффективным. 40% новых ИТ-специалистов оценивают онбординг ниже ожиданий. Поскольку мы собираемся наращивать найм, важно в самое ближайшее время улучшить процесс онбординга.
🚀 KR1 Увеличить % позитивно оценивающих онбординг новичков с 60% до 80% к концу квартала.
🚀 KR2 Устранить 50% выявленных замечаний к концу квартала.
🚀 KR3 Cнизить до 0% текучесть новичков на испытательном сроке к концу квартала.
Пример 2 для команды маркетинга
🎯 Objective: Увеличить качество лидов, обеспечив эффективность затрат на них.
⚡ Почему это важно сейчас: мы проводим множество маркетинговых мероприятий, однако, не замеряем их эффективность. Финансисты считают, что стоимость лида ограничивает масштабирование. Команда продаж говорит, что качество лидов плохое.
🚀 KR1 Рассчитать целевой ROI маркетинговых событий на основе 5 конференций с бюджетом выше Х, которые мы организовали за последние 1,5 года.
🚀 KR2 Снизить итого затраты на лида с Х до Y к концу квартала.
🚀 KR3 Удвоить качество лидов, которые конвертируются в возможность в течение 6 месяцев после их появления – с 20% до 40%.
На старте применения OKR нужно научиться ставить Objectives и определять Ключевые результаты (Key Results) к ним.
Не пугайтесь, если у вас не сразу будет получаться ставить цели в новом OKR формате. В первое время работы с инструментом OKR могут возникнуть такие сложности:
— Слишком много OKR. Попытка установить слишком много Целей и Ключевых результатов, как правило, приводит к рассеиванию усилий и потере фокуса. Руководствуйтесь правилом «лучше меньше, да лучше».
— Неизмеримые цели. Если цели не имеют ясных и измеримых ключевых результатов, то их прогресс и успех очень трудно оценить.
— Слишком легкие цели. Установка слишком простых и достижимых целей не мотивирует команду стремиться к выдающимся результатам. Аналогично не всегда понятно, какой результат можно считать выдающимся. Если это слово к вашему контексту не очень подходит, используйте «заметные» результаты.
— Команда не может повлиять на достижение целей. Если Цели и Ключевые результаты не являются общедоступными и не обсуждаются с членами команды, это может привести к недопониманию и низкой вовлеченности.
— Цели больше похожи на набор задач. Иногда проще определить, что нужно сделать для достижения цели, и трудно определить, что же изменится в результате того, когда мы это сделаем. Продолжая рассуждать и обсуждать, вы постепенно найдете подходящую метрику или хотя бы выработаете подход к ней.
Чек-лист для качественных OKR
Для того чтобы вам было легче формировать или улучшать ваши OKR, мы подготовили специальный чек-лист с критериями оценки.
Чек-лист включает в себя 3 раздела:
- качество Цели (O),
- качество Ключевых результатов (KR),
- взаимосвязь Цели и Ключевых результатов (KR).
В каждом разделе есть список вопросов, ответив на которые вы сможете проверить ваши OKR и получить оценку в баллах. Полученный результат подскажет, насколько вы близки к желаемому результату или необходимо пересмотреть имеющиеся OKR. Кроме того, рекомендую обращать внимание на сами вопросы — они подскажут направления, которые нуждаются в улучшении.
Используйте этот чек-лист, чтобы обсуждать, формировать или улучшать ваши OKR. Помните, что правильные ( = амбициозные, мотивирующие, простые) OKR помогают компании сфокусироваться на действительно приоритетных направлениях, быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и добиваться выдающихся результатов.
Узнали у ведущего практика внедрения современных подходов к управлению Beyond Taylor Андрея Токарева, в чем отличие Клиентократии от других синонимичных понятий, связанных с клиентом, какие ее принципы расширяют классический «тейлоровский» подход к управлению, а также вместе прошли 9 последовательных шагов внедрения этого подхода в бизнесе.
Что такое PI-планирование? Как с помощью этой практики выстроить эффективную и согласованную работу команд? И как подготовиться к сессии в офлайн или онлайн-формате? Обязательно ли внедрять SAFe®, чтобы использовать PI-планирование? В статье подробно отвечаю на все эти вопросы.
Что такое проект, кто придумал проектный подход и при чем здесь высадка на Луну. В этой статье разберемся с базой проектного управления и изучим 5 лайфхаков, которые можно и нужно применять всем, кто задается вопросом, как эффективно управлять проектами.