Agile
Agile-коуч
Agile-трансформация
AgileSurvey
Beyond Budgeting
DevOps
HR
Kanban
KPI
LeSS
OKR
OKR-инструменты
PMI
Project management
SAFe
Scrum
Scrum in Hardware
Scrum-мастер
Spotify
XM
Архитектура
Бюджетирование
Владелец продукта
Игра
Инженерия
Конфликты
Менеджмент
Обучение
Продуктовый менеджмент
Самоорганизация
Тренинг
Фасилитация
Финансы
Холакратия
Применить

Словарь терминов Scrum

Scrum Inc.
Перевод Scrum Glossary выполнен компанией ScrumTrek с разрешения Scrum Inc. — международной организации, основанной создателем Скрама Джеффом Сазерлендом.

Адаптация (Adaptation)

Один из трёх Принципов Скрама. При обнаружении отклонений от допустимых пределов одного или несколько элементов процесса или продукта, и если эти отклонения могут привести к бесполезности продукта, следует внести соответствующие изменения – либо в процесс, либо в рабочие материалы.

Скрам предписывает четыре формальных мероприятия для инспекции и адаптации:

  • Планирование Спринта
  • Ежедневный Скрам
  • Обзор Спринта
  • Ретроспектива Спринта

Артефакты Скрама (Scrum Artifacts)

Материальное представление работы или ценности. В Скраме существует три артефакта: Бэклог Продукта, Бэклог Спринта, Инкремент.
Они спроектированы таким образом, чтобы обеспечить максимальную прозрачность ключевой информации, и чтобы все участники процесса имели единое понимание каждого из артефактов.

Бэклог Продукта (Product Backlog)

Бэклог – это упорядоченный по приоритету список работ, которые необходимо выполнить Скрам-Команде.
Бэклог Продукта – это упорядоченный список всего, что может понадобиться в продукте. Он является единственным источником требований для любых изменений в продукте. Владелец Продукта несет ответственность за Бэклог Продукта, включая его содержимое, доступность и упорядочение.

Бэклог Спринта (Sprint Backlog)

Бэклог – это упорядоченный по приоритету список работ, которые необходимо выполнить Скрам-Команде.
Бэклог Спринта – это набор Элементов Бэклога Продукта, выбранных для выполнения в текущем Спринте, а также план разработки Инкремента продукта и достижения Цели Спринта. Включает как минимум одно улучшение, выявленное на Ретроспективе прошлого Спринта. Служит для наглядного представления работы, которую Команда определила для достижения Цели Спринта.

Владелец Продукта (Product Owner)

Одна из трёх Ролей в Скраме. Владелец Продукта отвечает за формирование видения великолепного и при этом реализуемого продукта. В его обязанности также входит курирование и приоритизация Бэклога Продукта. 50% времени Владелец Продукта проводим с клиентами и ключевыми лицами, остальные 50% работает совместно с командой.

Узнать больше

Доска Спринта (Sprint Board)

Инструмент, помогающий визуализировать Бэклог Спринта Скрам-команды на протяжении Спринта. Может быть организован различными способами, например, с помощью онлайн-сервисов или как физическая доска с тремя колонками. Колонки могут называться «Сделать», «В работе», «Готово» или иметь аналогичные названия. Доска управляется Командой Разработки и отражает все элементы, которые необходимо сделать, работа над которыми ведётся в данный момент и которые уже завершены в рамках текущего Спринта.

Ежедневный Скрам (Daily Scrum)

Одно из 5 Мероприятий Скрама. Это совещание длится не более пятнадцати минут и проводится каждый рабочий день в одном и том же месте и в одно и то же время. В нем принимают участие все члены команды. На нем озвучивается информация для оценки прогресса и отмечаются препятствия. В результате участники могут прийти к необходимости перепланирования Спринта.

Инкремент (Increment)

Точнее его можно назвать «Потенциально Готовый к Поставке Инкремент Продукта». Инкремент объединяет все требования Бэклога Продукта, реализованные во время текущего Спринта. Является одним из трех Артефактов Скрама и отражает шаг на пути к видению, продукту или цели. Каждый Спринт должен включать минимум один Инкремент, чтобы считаться завершенным успешно.

Инспекция (Inspection)

Один из трёх Принципов Скрама. Для своевременного выявления нежелательных отклонений участники Скрам процесса должны регулярно инспектировать (проверять) его артефакты и прогресс движения к Цели Спринта. Однако проверки не должны быть настолько частыми, чтобы мешать работе. Чтобы проверки приносили максимальную пользу, они должны проводиться опытными инспекторами на мероприятиях Скрама и в процессе работы.

Команда Разработки (Development Team)

Одна из трёх Ролей в Скраме. Команда Разработки, или просто Команда – это группа людей, работающих над Элементами Бэклога Спринта. Вместе они действуют как «одно целое» и имеют все необходимые компетенции, чтобы каждый Спринт создавать работающий и протестированный Инкремент. Команда Разработки является:

  • Самоорганизующейся;
  • Кросс-Функциональной;
  • Полностью ответственной за результат (Accountable);
  • Небольшой (от 3 до 9 участников).

Критерии Готовности (Definition of Done)

Описание того, что нужно сделать, чтобы работа над Элементом Бэклога Продукта считалась завершенной. Эта информация помогает команде оценивать, тестировать и доводить работу над Элементами Бэклога до конца. Определение Критериев Готовности звучит очень похоже на Критерии Приемки, но в действительности эти понятия отличаются: Критерии Приемки касаются требований клиента к конкретному Элементу Бэклога, а Критерии Готовности формируются командой и касаются многих похожих Элементов.

Критерии Готовности к Разработке (Definition of Ready)

Информация, которая требуется команде для понимания и выполнения работы над Элементом Бэклога Продукта. Описание критериев готовности Элементов к разработке должно быть таким, чтобы для выполнения работы команде не требовалось дополнительных обсуждений и исследований. Такие Элементы можно принять в работу немедленно (они Immediately Actionable). Например, Элементы можно проверять на соответствие критериям I.N.V.E.S.T.

Узнать больше

Критерии Приемки (Acceptance Criteria)

Специфические требования и приемочные тесты, которым должны соответствовать Элементы Бэклога Продукта, чтобы работа по ним считалась завершенной с точки зрения клиента / Владельца Продукта. Определение Критериев Приемки звучит очень похоже на Критерии Готовности, но в действительности эти понятия отличаются: Критерии Приемки касаются требований клиента к конкретному Элементу Бэклога, а Критерии Готовности формируются командой и касаются многих похожих Элементов.

Кросс-функциональная команда (Cross-Functional Team)

Команда, имеющая все необходимые навыки, чтобы выполнять работу и не зависеть от тех, кто не является частью команды. Благодаря этому Кросс-функциональные Команды являются более гибкими, креативными и продуктивными, чем команды, специализирующиеся на одной компетенции для выполнения работы.

Минимально Жизнеспособный Продукт (Minimum Viable Product)

Версия продукта, позволяющая команде с минимальными затратами собрать максимум информации о клиентах и обратной связи от них.

Обзор Спринта (Sprint Review)

Одно из 5 Мероприятий Скрама. Проводится в конце Спринта, чтобы клиенты и заинтересованные лица провели инспекцию Инкремента и дали обратную связь по нему, а Скрам-команда, при необходимости, сделала адаптацию Бэклога Продукта. Для Спринта длиной в месяц Обзор Спринта длится не более 4 часов.

Ответственность (Commitment)

Одна из пяти Ценностей Скрама. Члены Скрам-Команды берут персональную ответственность за достижение ее целей.

Открытость (Openness)

Одна из пяти Ценностей Скрама. Скрам-Команда вместе с заинтересованными лицами приходят к согласию о том, чтобы открыто обсуждать всю работу и возникающие при ее выполнении сложности.

Оценка (Estimation)

Оценка – это прогнозирование усилий, которые потребуются для завершения работы над Элементом Бэклога Продукта. Она обеспечивает Владельцу Продукта и Скрам-мастеру уверенность в дате релиза и является базой для расчета производительности Команды. Существует множество способов оценки усилий Скрам-командой, но при этом всегда используются относительные единицы: например, Стори Поинты. Обычно оценка проводится в рамках Уточнения (Груминга) Бэклога Продукта.

Планирование Спринта (Sprint Planning)

Одно из 5 Мероприятий Скрама. На нем происходит планирование работы на следующий Спринт. Для Спринта длиной в месяц встреча длится не более 8 часов. Для более коротких Спринтов на планирование обычно выделяется меньше времени. Скрам-мастер отвечает за то, чтобы мероприятие состоялось, и помогает всем участникам понять его цель.

Прозрачность (Transparency)

Один из трёх Принципов Скрама. Значимые аспекты процесса и продукта должны быть доступны тем, кто отвечает за его результат. Соблюдение принципа прозрачности подразумевает, что эти аспекты объединены в общий стандарт, и все участники процесса обладают единым их пониманием.

Производительность команды (Velocity)

Величина, отражающая количество работы, которое Скрам-команда может выполнить за один Спринт. Является важной метрикой в Скраме. Производительность вычисляется в конце Спринта как сумма Стори Поинтов по всем полностью завершенным Элементам Бэклога Спринта.

Рабочие Соглашения (Working Agreement)

Набор норм, практик и стратегий, которые описывают правила совместной работы членов команды.

Ретроспектива Спринта (Sprint Retrospective)

Одно из 5 Мероприятий Скрама. Ретроспектива Спринта дает Скрам-команде возможность провести инспекцию своей работы и создать план улучшений на следующий Спринт. Ретроспектива проходит после Обзора Спринта, перед Планированием Спринта. Для Спринта длиной в месяц эта встреча ограничивается 3 часами.

Скрам (Scrum)

Фреймворк, предназначенный для решения нетривиальных задач в процессе эффективного и творческого создания продуктов с максимально возможной ценностью. Скрам является:

  • Компактным (не перегруженным деталями)
  • Простым для понимания
  • Сложным для овладения в совершенстве
Узнать больше

Скрам-мастер (Scrum Master)

Одна из трёх Ролей в Скраме. Скрам-мастер является лидером-слугой для Скрам-команды и организации в целом. Отвечает за устранение препятствий, является коучем команды и фасилитирует Мероприятия Скрама. Фактически является владельцем процесса в Скраме.

Узнать больше

Смелость (Courage)

Одна из пяти Ценностей Скрама. Члены Скрам-Команды имеют смелость действовать правильно и решать сложные проблемы.

Спринт (Sprint)

Одно из 5 Мероприятий Скрама. Спринты — это короткие регулярные циклы длиной не более четырех недель. Итерации работы должны быть достаточно короткими, чтобы команда не теряла концентрацию, и при этом достаточно длинными, чтобы поставлять значимый инкремент работы. Все остальные Мероприятия Скрама проводятся в рамках Спринта. Следующий Спринт начинается сразу же по окончании предыдущего.

Стейкхолдер (Stakeholder)

Лицо, дающее обратную связь по видению, требованиям и Инкрементам продукта. Зачастую является частью организации, которая разрабатывает продукт.

Стори поинты (Story Points)

Чтобы оценить объем работы над Элементом Бэклога Продукта, Скрам-команды обычно используют Стори Поинты. Это условная величина, позволяющая давать Элементам Бэклога относительные веса. Чаще всего для оценки в Стори Поинтах используются числа Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13, …), что позволяет провести оценку достаточно быстро.

Сфокусированность (Focus)

Одна из пяти Ценностей Скрама. Каждый участник Скрам-Команды фокусируется (сосредотачивается) на работе Спринта и целях Команды в целом.

Уважение (Respect)

Одна из пяти Ценностей Скрама. Члены Скрам-Команды уважают профессионализм и самостоятельность друг друга.

Уточнение Бэклога Продукта [Груминг Бэклога] (Product Backlog Refinement)

Активность, которая проводится Владельцем Продукта при участии всех членов команды. Включает добавление деталей, оценку и упорядочивание элементов в Бэклоге Продукта.
Не относится к официальным Мероприятиям Скрама, однако является крайне рекомендуемой практикой.
Уточнение бэклога обычно занимает не более 10% времени Скрам-команды.

Цель Спринта (Sprint Goal)

Цель, которая ставится на Спринт, и может быть достигнута через выполнение Элементов Бэклога Спринта. Она описывает то, для чего создаётся Инкремент.

Элемент Бэклога Продукта (Product Backlog Item)

Элемент Бэклога представляет собой часть работы, которую необходимо сделать Скрам-команде.
Элемент Бэклога Продукта – изменение, которое необходимо выполнить в следующих релизах продукта (например, фичи, функции, требования, усовершенствования или информация по исправлению дефектов). Элементы, расположенные в верхней части Бэклога Продукта, обычно более понятны и содержат больше деталей, чем те, что расположены ниже.

Эмпиризм (Empiricism)

Скрам основывается на теории управления эмпирическими процессами – эмпиризме. Согласно этой теории, знания приобретаются опытным путем, а решения принимаются на основе реальных данных. Скрам использует итеративно-инкрементальный подход для повышения предсказуемости и управления рисками. В основе эмпиризма лежат три главных принципа: прозрачность, инспекция и адаптация.