Agile
Agile-коуч
Agile-трансформация
AgileSurvey
Beyond Budgeting
DevOps
Enterprise Agile Russia
HR
Kanban
KPI
LeSS
Nexus
OKR
OKR Russia
OKR-инструменты
PMI
Project management
SAFe
Scrum
Scrum in Hardware
Scrum-мастер
Spotify
XM
Архитектура
Бюджетирование
Владелец продукта
Игра
Инженерия
Конфликты
Менеджмент
Обучение
Продуктовый менеджмент
Самоорганизация
Тренинг
Фасилитация
Финансы
Холакратия
Применить

Скрам (Scrum)

Определение Скрама

Скрам — это фреймворк, предназначенный для решения нетривиальных задач, для эффективного и творческого создания продуктов с максимально возможной ценностью.

Руководство по Scrum 2017

Scrum — легкий фреймворк, который помогает людям, командам и организациям создавать ценность с помощью адаптивных решений комплексных проблем.
Руководство по Scrum 2020

Эти слова из Scrum Guide требуют пояснений:

  1. Область применимости Скрама – это НЕ разовые проекты с фиксированным сроком и/или объемом работы; это «продукты», которые постоянно улучшаются во взаимодействии с клиентом. Причем Скрам нужен не для типовых задач, а для сложных продуктов, имеющих высокую степень неопределенности как в способах достижения результата, так и в востребованности результата рынком.
  2. Одна из целей Скрама – бизнес-ценность создаваемых продуктов. Он особенно эффективен в условиях, когда требуется быстро создавать MVP и затем быстро повышать ценность продукта на основе обратной связи от клиентов / с рынка. Но бизнес-ориентированность не означает, что в Скраме игнорируются потребности людей, которые создают продукт. Даже наоборот: исследования подтверждают, что мотивация разработчиков продуктов значительно возрастает после перехода на Скрам (в т.ч. за счет большей самостоятельности в принятии решений и за счет более творческого подхода к работе).
  3. Фреймворк – это набор базовых элементов – своего рода каркас, на котором могут строиться различные процессы в разных организациях и даже в разных командах одной организации. Элементы Скрама нельзя изменять, но можно дополнять, причем как именно реализуется каждый элемент – зависит от контекста конкретной команды.
  4. Элементы Скрама – это 5 событий (мероприятий), 3 зоны ответственности (которые присваиваются участникам Скрам-команды независимо от их должностей) и 3 артефакта (материальные представления работ и их результатов).

События, артефакты и роли Scrum

Особенности Скрама

Scrum — прост. …
Фреймворк Scrum намеренно неполный, и определяет только части, необходимые для реализации теории Scrum.
Руководство по Scrum 2020

В отличие от многих методологий разработки программного обеспечения, которые детально описывают процесс разработки на десятках страниц, в Скраме по сути нет ничего кроме вышеуказанных элементов и связывающих их немногочисленных правил. Скрам не вводит сложных схем взаимодействия, не диктует, каким именно должен быть ваш процесс разработки, и что именно нужно делать людям.

Scrum не предоставляет людям подробных инструкций, а вместо этого правила Scrum задают ориентиры для отношений и взаимодействий людей.
Руководство по Scrum 2020

В частности, в Скраме отсутствуют конкретные рекомендации по техникам проведения скрам-мероприятий. Например, до 2020 года в Руководстве по Скраму в качестве примера приводился конкретный формат проведения мероприятия «Ежедневный Скрам» (с ответами каждого участника на 3 вопроса). Если команда не понимала ценностей Agile и Scrum, то этот формат зачастую приводил к бессмысленному механическому ритуалу проведения Ежедневного Скрама, поэтому его убрали даже как пример.

Скрам-команда

Вот, пожалуй, главная особенность Скрама в сравнении с другими подходами, следующими ценностям Agile-манифеста:

Основная единица Scrum — небольшая команда людей, Scrum Team. … Scrum Teams являются кросс-функциональными, то есть, их участники обладают всеми навыками, необходимыми для создания ценности в каждом Sprint. Также они самоуправляемы, то есть, сами решают, кто, что, когда и как делает.
Руководство по Scrum 2020

Именно c самоуправлением и кросс-функциональностью связан тот факт, что Скрам, несмотря на всю его простоту, достаточно сложно применять на практике. Откуда возникает потребность в самоуправлении/кросс-функциональности и как она реализуется в Скраме для IT-команд — рекомендуем посмотреть в 10-минутном видео от Асхата Уразбаева:

 

А в статье «От контроля к самоорганизации в команде» вы можете найти перечень проблем, с которыми сталкиваются команды на пути к самоуправлению, и рецепты для руководителей о том, как эти проблемы решать.

Скрам – эмпирический подход к управлению

Скрам основывается на эмпирическом управлении процессами, а не на детерминированном. Эмпиризм означает, что процесс адаптируется к данным, получаемым в ходе работы. Очевидно, процесс с эмпирическим управлением всегда дороже, чем обычный процесс с детерминированным управлением. Поэтому детерминированный подход применяется всегда, когда механизмы процесса достаточно хорошо понятны. Если же механизмы плохо известны, детерминированный подход не приводит к продукту с необходимым соотношением «цена / качество» с первого раза, и продукт приходится переделывать.

В конечном счете создание успешных продуктов с первого раза, используя эмпирическое управление процессом, окажется намного дешевле переделки неудачных продуктов, созданных по процессу с детерминированным управлением.
Скрам. Гибкое управление продуктом и бизнесом (Кен Швабер, 2004)

Скрам сегодня – это не только про разработку программного обеспечения

  • Остатки IT-терминологии из него были удалены в Scrum Guide 2020 (например, тестирование, требования, проектирование, система).
  • При этом по факту еще в 2010-х годах Скрам вышел далеко за рамки ИТ-индустрии. Он успешно применяется командах маркетологов, дизайнеров, разработчиков материальной продукции; в розничной торговле, энергетике, промышленном проектировании/производстве и многих других отраслях.
  • Подробнее про применение Скрама в не-ИТ отраслях можно прочитать в исследовании Agile в России 2019.

Связь Скрама с другими подходами

Фреймворк позволяет применять различные процессы, техники и методы. Scrum служит оберткой для существующих практик, или подсвечивает их ненужность.
Руководство по Scrum 2020

В частности, в рамках Скрама нередко применяются элементы метода Канбан. Однако важно подчеркнуть, что если происходит скрещивание этих двух подходов, сопровождающееся отказом от каких-либо мероприятий Скрама, то такой процесс должен называться иначе.

Хотя использование отдельных элементов данного фреймворка допустимо, но полученный результат не может называться Скрамом.
Руководство по Scrum

Например, «давно работающие по Аgile» команды могут переходить со Скрама на какой-то собственный скрамоподобный процесс или на Scrumban. При этом они уменьшают время, затрачиваемое на мероприятия Скрама, получают возможность изменять длительность итерации (спринта) по ходу работы или даже отказываются от оценок работы на спринт, используя безоценочное (no estimate) планирование на основе собранной статистики. Для зрелых команд это полезно, но это не Скрам.

Однако для начинающих Agile-команд Скрам является отличным выбором, так что неудивительно, что этот фреймворк является самым популярным среди гибких подходов как в России, так и во всем мире.

Резюме: как описать Скрам простыми словами

Если обойтись почти без англицизмов, то вышесказанное можно сформулировать так:

  • Скрам выгодно применять не для типовых проектов, а для новых сложных продуктов, требования к которым заранее не определены и быстро меняются под влиянием обратной связи с рынка. В том числе, Скрам предназначен для продуктов, не относящихся к разработке ПО.
  • Скрам задает лишь основу (каркас) для ваших процессов разработки, т.е. его можно дополнять, а его обязательные элементы реализовывать по-разному в разных ситуациях.
  • Скрам как эмпирический подход регулярно адаптирует продукт и процесс его разработки на основе быстрой обратной связи. Это приводит к дополнительным издержкам. Однако издержки с лихвой компенсируется тем, что продукты начинают зарабатывать намного быстрее, а их бизнес-ценность получается выше по сравнению с продуктами, созданными по заранее придуманным требованиям, которые не учитывали обратную связь от клиентов.
  • Скрам прост для понимания: содержит всего дюжину обязательных элементов (мероприятий, артефактов и зон ответственности).
  • Скрам сложен для освоения в совершенстве. Это связано, прежде всего, с нетипичной для большинства организаций структурой: Скрам требует делить людей на небольшие команды, которые могут без посторонней помощи разрабатывать продукт, а также самостоятельно решают, как именно это делать.
  • Скрам является самым популярным среди «гибких» подходов, объединяемых словом Agile.

Подробнее о Скраме вы можете почитать в статье Scrum: что это и зачем нужно.

Понимаете ли вы Скрам?

Ответьте на 8 вопросов теста по Agile/Scrum, получите подборку ссылок на статьи/видео/курсы и рекомендации в зависимости от результата теста.

Другие термины

Адаптация (Adaptation)

Один из трёх Принципов Скрама. При обнаружении отклонений от допустимых пределов одного или несколько элементов процесса или продукта, и если эти отклонения могут привести к бесполезности продукта, следует внести соответствующие изменения – либо в процесс, либо в разрабатываемые материалы (продукт).

Скрам предписывает четыре формальных мероприятия для инспекции и адаптации:

  • Планирование Спринта
  • Ежедневный Скрам
  • Обзор Спринта
  • Ретроспектива Спринта

Инспекция (Inspection)

Один из трёх Принципов Скрама. Для своевременного выявления нежелательных отклонений участники Скрам процесса должны регулярно инспектировать (проверять) его артефакты и прогресс движения к Цели Спринта и Цели Продукта. Однако проверки не должны быть настолько частыми, чтобы мешать работе. Инспекция делает возможной адаптацию. Мероприятия Скрама спроектированы так, чтобы стимулировать как инспекцию, так и адаптацию.

Прозрачность (Transparency)

Один из трёх Принципов Скрама. Значимые аспекты процесса и продукта должны быть доступны тем, кто отвечает за его результат. Соблюдение принципа прозрачности подразумевает, что эти аспекты объединены в общий стандарт, и все участники процесса обладают единым их пониманием.

Эмпиризм (Empiricism)

Скрам основывается на теории управления эмпирическими процессами – эмпиризме. Согласно этой теории, знания приобретаются опытным путем, а решения принимаются на основе реальных данных. Скрам использует итеративно-инкрементальный подход для повышения предсказуемости и управления рисками. В основе эмпиризма лежат три главных принципа: прозрачность, инспекция и адаптация.