Agile
Agile-коуч
Agile-трансформация
AgileSurvey
Beyond Budgeting
DevOps
Enterprise Agile Russia
HR
Kanban
KPI
LeSS
Nexus
OKR
OKR Russia
OKR-инструменты
PMI
Project management
SAFe
Scrum
Scrum in Hardware
Scrum-мастер
Spotify
XM
Архитектура
Бюджетирование
Владелец продукта
Игра
Инженерия
Конфликты
Менеджмент
Обучение
Продуктовый менеджмент
Самоорганизация
Тренинг
Фасилитация
Финансы
Холакратия
Применить

Критерии Готовности [Определение Готовности] (Definition of Done)

Критерии Готовности — это требования качества, предъявляемые к продукту и его Инкрементам — описание того, что нужно сделать, чтобы считать завершенной работу над будущими Инкрементами и реализованными в них Элементами Бэклога Продукта.

Критерии Готовности играют роль сommitment’а для Инкремента (в русской версии Scrum Guide термин сommitment переведен абстрактным словом «приверженность»). Commitment есть у каждого из трех артефактов Скрама и способствует понятности артефакта и лучшему соответствию между артефактом и конкретной работой Скрам-команды. В частности, Критерии Готовности помогают Скрам-команде оценивать, проверять и доводить работу над Элементами Бэклога до конца.

Определение Критериев Готовности звучит похоже на Критерии Приемки, но в действительности эти понятия отличаются: Критерии Приемки касаются требований клиента к конкретному Элементу Бэклога, а Критерии Готовности формируются командой и касаются многих Элементов и Инкрементов в целом.

Руководство по Scrum версии 2020 года следующим образом описывает назначение, содержание и применение Критериев Готовности (в этой версии термин Definition of Done впервые переведен как Определение Готовности, но мы пользуемся русским переводом, сложившимся за 10 предшествующих лет):

  • В момент, когда Элемент Бэклога Продукта стал соответствовать Критериям Готовности, рождается Инкремент.
  • Критерии Готовности обеспечивают прозрачность, предоставляя всем единое общее понимание того, какая работа была выполнена в рамках Инкремента.
  • Если Элемент Бэклога Продукта не соответствует Критериям Готовности, его нельзя выпускать или даже демонстрировать на Обзоре Спринта в качестве результата. Вместо этого такой элемент возвращается в Бэклог Продукта для дальнейшего рассмотрения.
  • Если Критерии Готовности для Инкрементов являются частью единых стандартов организации, все Скрам-команды должны использовать их в качестве необходимого минимума, но могут дополнять своими критериями. Если Критерии Готовности НЕ определены стандартами организации, то Скрам-команда должна создать свои Критерии Готовности, подходящие разрабатываемому продукту.
  • Разработчики должны неукоснительно следовать Критериям Готовности. Если несколько Скрам-команд работают над общим продуктом, они должны совместно определить и соблюдать одни и те же Критерии Готовности.
Другие термины

Критерии Приемки (Acceptance Criteria)

Специфические требования и приемочные тесты, которым должны соответствовать Элементы Бэклога Продукта, чтобы работа по ним считалась завершенной с точки зрения клиента / Владельца Продукта. Определение Критериев Приемки звучит очень похоже на Критерии Готовности, но в действительности эти понятия отличаются: Критерии Приемки касаются требований клиента к конкретному Элементу Бэклога, а Критерии Готовности формируются командой и касаются многих Элементов.

Цель Продукта (Product Goal)

Цель Продукта описывает будущее состояние продукта, которое может выступать в качестве конечной цели, используемой Скрам-командой при планировании работы. Цель Продукта входит в состав Бэклога Продукта и играет в нем роль сommitment’а.

Узнать больше

Цель Спринта (Sprint Goal)

Цель, которая ставится на Спринт, и может быть достигнута через выполнение Элементов Бэклога Спринта. Она описывает то, для чего создаётся Инкремент Продукта.

Узнать больше