Что делать, если команда знает всё? История Scrum-мастера, где опытная команда помогла найти новые точки роста

  

Изучение Scrum по Сазерленду, участие в Agile-трансформации, переезд за границу и наконец идеальная команда, которая знает и умеет всё. Похоже на приключенческий Agile-роман, который, правда, случился в реальности. А еще героиня этой истории Дарья Зоткина рассказала нам про обучение в Университете Agile-коучей, которое в нужное время помогло взглянуть на процессы глобальнее, перестроить работу в команде и уверенно двигаться дальше.

Когда время Agile? Сейчас!

В истории нашей новой героини Дарьи всё развивалось по классической модели — работа проджект-менеджером и вотерфольные проекты. Agile в ее жизни, как и в жизни компании, возник неожиданно — вернувшись из командировки, генеральный директор привез с собой знаменитую красную книгу Джеффа Сазерленда «Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time», а заодно и идею «нам тоже нужен Scrum».

? «Мы договорились, что каждый вечер я изучаю новую главу, а утром вместе обсуждаем, какие практики и инструменты мы можем эффективно применять в компании. Для меня это был настоящий челлендж — в тот момент мы ничего не знали про Scrum, приходилось самостоятельно разбираться с базой, но я понимала — нужно пробовать, только практика позволит узнать, нужно ли нам дальше идти в этот эксперимент».

Как идеальная команда помогла двигаться дальше

Внедрять Scrum решили не только собственными силами, а при поддержке консультантов ScrumTrek, которые проводили обучение и в целом сопровождали процесс Agile-трансформации. На первом этапе Scrum должны были реализовать в рамках ИТ-департамента, где Дарья стала Scrum-мастером одной из команд.

? «Сначала мы попробовали внедрить Канбан, но поняли, что хотим других результатов, поэтому поменяли дизайн команд и с того момента я стала Scrum-мастером. Что интересно: тогда мы не пытались специально формировать какое-то комьюнити, всё произошло само собой — участники команд стали активно взаимодействовать друг с другом, делиться практиками и наблюдениями».

И это оказалось только началом большого и увлекательного пути: в качестве Scrum-мастера Дарья работала с несколькими командами, затем Scrum стал частью бизнес-подразделения компании, и наша героиня поняла, что готова двигаться дальше —  у нее возникла идея получить новый опыт за рубежом и попробовать свои силы в работе с иностранными командами.

? «Я получила предложение о работе в Германии и стала Scrum-мастером трех команд. Взаимодействуя с ними, меня не покидало ощущение эйфории, настолько осмысленно и четко у них были выстроены процессы: ребята всегда идеально укладывались в 10-минутный дейлик, применяли парное программирование, делали код-ревью и не закрывали задачу, пока не напишут unit-тесты. Первая мысль, которая у меня возникла: «Да их поцеловал девелоперский боженька». Вторая мысль: что я как Scrum-мастер могу привнести в этот процесс полезного и нового? В тот момент я поняла, что мне нужен level up и стала искать подходящее обучение».

Где и чему учиться опытному Scrum-мастеру

Дарья уже была опытным Scrum-мастером, поэтому она искала не просто обучение новым практикам, ей нужны были знания, которые позволят глобальнее взглянуть на процессы и увидеть всю картину целиком. Увидев рекламу Университета Agile-коучей, она поняла, что это то, что нужно: 8 обучающих модулей посвящены разным направлениям — от фреймворков масштабирования и изучения продукта до конфликтологии. Все темы Дарье показались очень интересными, в каких-то она чувствовала себя уверенно, другие были абсолютно новыми.

? «Мои команды использовали фреймворк Spotify (по крайней мере, так они говорили). Но в процессе работы я поняла, что эта модель нам не подходит. В попытке самостоятельно освоить разные фреймворки, я столкнулась с противоречивыми данными, вся информация была очень разрозненной, а самое главное  — не было понятно, как же выбрать нужный. Хорошо, что в этот момент случился Университет! Модуль про дизайн команд Алексея Воронина разложил всё по полочкам, я поняла, какими в нашем случае должны быть команды, встречи, чтобы логично встраиваться в наши процессы. И, кстати, нам нужен был совсем другой фреймворк — LeSS. С новыми знаниями я отправилась к командам, и эти изменения оказались для них действительно ценными».

По словам нашей героини, самая полезная часть в обучении для практикующего Scrum-мастера — это новые инструменты, которые сразу после занятий можно использовать в своей команде. Например, в рамках модуля про работу с Владельцем продукта преподаватель поделился классным дизайном ретроспективы Scrum-церемоний в Miro. И с тех пор не только Дарья, но и другие Scrum-мастера в компании используют этот инструмент в своих командах, чтобы получить обратную связь, сделать встречи более эффективными и ценными.

После Университета: новая роль и новый фреймворк

? «Университет дал мне много знаний и ответов на мои вопросы, чувство уверенности при взаимодействии с разными ролями, в том числе за пределами команд, выстраивании доверия и культуры обратной связи, управлении конфликтами . А еще уже после выпуска мне предложили новую позицию Release Train Engineer (RTE), думаю, это, в том числе, результат обучения в Университете. Сейчас я активно изучаю фреймворк SAFe®, фасилитирую процессы ART и помогаю пятнадцати командам в поставке ценности конечным пользователям. Планы на будущее? Познакомившись с SAFe®, я поняла, насколько это удобный, полезный инструмент, в нем есть ответы на многие вопросы, и я очень хочу продолжить развивать его в рамках компании уже на следующих уровнях».

Подробнее о курсе