Путь от модного тренда до полноценной Agile-трансформации, когда гибкие практики помогают бизнесу стать еще быстрее, следовать за потребностями клиентов и кратно расти, прошел выпускник Университета Agile-коучей Илья. Эта история о первых шагах в Agile, управлении крупными портфелями продуктов с использованием гибких методологий и о том, как желание помогать командам достигать выдающихся результатов мотивирует постоянно искать ответы и получать новые знания.
Впервые Илья познакомился с гибкими практиками, когда работал в одном из крупнейших российских ритейлеров. На тот момент он занимался управлением портфелем проектов в компании, отвечал за взаимодействие с заказчиками и возглавлял небольшую команду проектных менеджеров.
«В то время гибкость была скорее данью моде. Многие существующие процессы просто переименовывали в Agile-термины, но по сути проекты оставались прежними. Приведу пример: один из проектов было решено делать по Agile, мы уточнили у заказчиков ключевые требования и договорились выпустить MVP для проверки гипотезы. В итоге заказчик отказался запускать MVP, пока проект не был полностью завершен».
Позднее Илья перешел работать в другую организацию, где стал отвечал за розничные проекты. В компании уже активно использовали Agile: была четкая стратегия с ключевыми показателями, каждый продукт имел свои метрики, был назначен Владелец продукта и выделена команда, чья основная задача — всеми силами достигать этих метрик. Позднее для постановки целей стали использовать метод OKR, таким образом, у каждого продукта появилась квартальная цель, достижимая и конкретная, а вокруг неё строились цели команд. Тогда же Илья впервые познакомился с компанией ScrumTrek, чьи консультанты проводили обучение по фреймворку SAFe®.
«Меня очень заинтересовал Agile-подход, особенно фокус на постоянные проверки, которые позволяют регулярно оценивать, двигаются ли команды в правильном направлении и с нужной скоростью. Сначала я прошел базовый курс по гибким практикам, а затем погрузился в тему управления крупными портфелями продуктов с использованием гибких методологий. В итоге, помимо розничных проектов, я стал отвечать за внедрение элементов SAFe®».
В 2022 году Илья стал руководителем портфеля ИТ-инициатив. По его словам, эта позиция в компании оказалась ближе к европейскому пониманию — как и в роли Scrum-мастера или Agile-коуча он не отвечал за продуктивность отдельного руководителя или продукта, ему важно было фокусироваться на отслеживании ключевых метрик, давать рекомендации по улучшению процессов, помогать командам двигаться вперёд и достигать целей. В какой-то момент Илья осознал, что ему нужно лучше понимать, как взаимодействовать с разными типами людей при внедрении процессов, что и стало отправной точкой его обучения в Университете Agile-коучей.
«Наша учебная группа оказалась очень разношерстной — были участники не только из России, но и из других стран. Кроме того, было много новичков, которые только начинали осваивать гибкие практики и зачастую действовали по наитию. Мы активно делились друг с другом кейсами, и это была отличная возможность узнать, как организованы процессы в разных командах».
Илья отметил, что самыми полезными для него стали модули, посвященные фреймворкам масштабирования и Kanban-инструментам. Преподаватели стремились весь материал объяснять на практике. Например, Василий Савунов в рамках блока про Kanban-метод объяснял, почему незавершенные проекты «убивают» производительность и рассказывал о WIP-лимитах на примере игры, показывая, как неограниченный поток задач создает только иллюзию работы, а реальный результат приходится ждать очень долго.
«”Нужно не стремиться больше начинать, а стремиться больше заканчивать” — золотая фраза, которую нам постоянно повторял Василий и которую точно нужно держать в голове, чтобы ваша рабочая система не страдала от перегрузки. А еще очень полезным оказался модуль по масштабированию Agile-практик в компании. Я уже был хорошо знаком с SAFe®, так как в компании, где я работаю, мы применяем элементы этого фреймворка, но модуль не только про SAFe®, я смог глубже погрузиться в детали других фреймворков и методологий».
Также Илья выделил модули по управлению конфликтами и менторству, которые помогли закрыть основной запрос, с которым наш герой пришел в Университет — эффективнее взаимодействовать с разными людьми. В рамках этих блоков разбирались техники решения конфликтов, методы работы с различными командами, а также способы, как поддерживать людей в самостоятельном поиске решений, без навязывания готовых подходов сверху.
«Благодаря знаниям, полученным в Университете Agile-коучей, я стал лучше понимать разные типы людей в команде, научился использовать их сильные стороны. Кроме того, теперь я четко понимаю, что роль коуча состоит в том, чтобы помогать, а не навязывать решения. В будущем я планирую дальше развиваться в этой области, было бы интересно попробовать внедрять гибкие практики с нуля или проверить свои силы в роли Agile-коуча».