Университет это как нырнуть в сообщество Agile-коучей

   

Много работаешь с командами, добиваешься классных результатов и всё равно ощущаешь себя самозванцем. Знакомое чувство? Его испытала и героиня нашей новой истории Святослава Свириденко. Для нее обучение в Университете Agile-коучей стало не только мощной вакциной против неверия в себя, но и открыло доступ к целому калейдоскопу разных кейсов от преподавателей и студентов. С такой практикой можно уверенно идти в трансформации абсолютно любых команд и ставить самые амбициозные цели.

«Оказалось, что я уже Scrum-мастер, только не знала об этом»

С Agile Святослава познакомилась в 2020 году, это был самый разгар пандемии. На тот момент она работала в сфере общественного питания и занималась запуском новых заведений — все вопросы от поиска оборудования и анализа маржинальности позиций в меню до найма и обучения персонала были в том числе в ее зоне ответственности. В период локдауна, когда все заведения закрылись, Святослава пыталась найти новые способы, как поддержать команду, помочь ребятам стать более сплоченными, стойкими. Так впервые поисковик выдал ей слово «Scrum».

? «Помню, что сначала многое было непонятно. В голове возникали десятки вопросов — как же работают на практике все термины, процессы, взаимосвязи, но меня очень увлекли эти новые знания, и я стала постепенно во все это погружаться. Изучив Scrum Guide, я поняла, что то, чем я занималась столько лет, и есть роль Scrum-мастера. И это то, что я по-настоящему люблю делать — создавать уверенные и классные команды, помогать преодолевать разногласия и видеть, как из разрозненных личностей рождается единый организм, благодаря тому, что люди начинают взаимодействовать, договариваться и вместе идти к своим целям. И  Scrum-мастер — это именно тот человек, который помогает команде стать такой».

А дальше всё развивалось в жанре «оказаться в нужное время в нужном месте с нужными людьми». Один из постоянных гостей заведения, где работала Святослава, оказался руководителем RnD подразделения в компании, которая занималась разработкой наукоемких приборов, и им как раз требовался Junior Scrum-мастер. Это была невероятная удача! Обычно компании ищут специалистов, обладающих хорошим опытом применения гибких подходов, здесь была обратная история: команда опытных разработчиков сопротивлялась изменениям, не видела в них ценности и не могла найти общий язык с Владельцем продукта. Поэтому им требовался человек, который не был глубоко погружен в ИТ, но знал, как помочь командам процессно. Важное требование к Scrum-мастеру — крепкая Agile-база, которую будущие коллеги посоветовали Святославе получить в ScrumTrek.

Челлендж №1: команда, которой не нужен Scrum и … Владелец продукта

? «Когда ты попадаешь в реальный проект, то главный вопрос, который тебя постоянно волнует: а как все свои знания применить в реальной команде, если у тебя стейкхолдеры не хотят принимать участие, заказчик постоянно “переобувается”, а команду все время бросают с одной задачи на другую? После обучения всё встало на свои места. У меня появилась четкая картинка в голове: зачем и куда нужно прийти, чтобы работа строилась максимально продуктивно. Я действительно попала в сложную команду, мне приходилось решать разные коммуникативные и процессные задачи, но я поняла, что не хочу останавливаться».

За время своей работы Святослава смогла изменить отношение команды к Скраму. По ее словам, главный секрет в том, чтобы не навязывать лишние инструменты, просто потому что они существуют, идти от потребностей команды и предлагать изменения в формате эксперимента, который всегда можно закончить, если что-то пойдет не так. Кроме того, удалось разрешить постоянный конфликт между PO и командой. Владелец продукта согласился попробовать по-другому выстраивать взаимодействие с командой и очень высоко оценил результаты: команда стала слышать его, директивный монолог превратился в диалог и сотрудничество.

Университет — это про комьюнити и нон-стоп практику

Начав работать Scrum-мастером, Святослава сразу поняла, что хочет двигаться на следующий уровень. У нее уже был хороший опыт в развитии команд, поэтому теперь важно было посмотреть, как всё это работает в целом, получить полную картину процессов трансформации. Поэтому когда она увидела рекламу Университета Agile-коучей, не раздумывала ни минуты.

? «Самое ценное, что дает Университет — это колоссальная насмотренность, и не только за счет живых кейсов, которыми делятся преподаватели, но и сами студенты из абсолютно полярных индустрий и компаний. Находясь в роли Agile-коуча, важно иметь перед глазами разные примеры, узнать, как может быть по-другому,  ведь основная задача не выстроить идеальную картину и внедрить все существующие практики, а сделать процессы эффективными именно в твоей компании».

Программа обучения в Университете была очень интенсивной: информации много, а список дополнительных материалов не «тает» в to-do списке до сих пор. Сейчас в своей работе наша героиня использует все направления, которые разбирали в Университете —  от продуктового подхода до фасилитации и конфликтологии, потенциальной точкой роста Святослава называет масштабирование. Например, как плавно и безболезненно перейти от SAFe® к LeSS — эту задачу со звездочкой еще предстоит изучить.

? «Еще один полезный лайфхак, которому я научилась в Университете —- всегда прописывать вместе с командой ожидания от своей работы на старте и далее через определенные интервалы времени. Постоянный процесс выстраивания новых коммитов очень важен для сервисных ролей, с одной стороны, это помогает команде наглядно видеть результат изменений в разрезе “было-стало”, а с другой — Scrum-мастерам, Agile-коучам не терять ощущения собственной ценности и сопричастности. Кроме того, я стала выстраивать свою работу через гипотезы  — в командах мы сначала пробуем какой-то инструмент, а не внедряем его окончательно и бесповоротно. И это тоже помогает бороться с сопротивлениями, и как показывает практика, такие инструменты в конечном счете приживаются, команда их принимает и продолжает использовать».

Впереди не просто цели, а вызовы

Святослава признается, что до Университета ее преследовал синдром самозванца. Несмотря на мощный бэкграунд в плане работы с командами, ей казалось, что знаний и опыта все еще недостаточно, а собственные успехи — удачное стечение обстоятельств. Обучение придало ей огромное ощущение уверенности и самодостаточности, когда чувствуешь, что тебе море по колено и спокойно идешь в трансформации с абсолютно любыми командами и компаниями. 

Сейчас наша героиня работает Agile-коучем в ГК «Самолет» и занимается трансформацией внутренних продуктов, связанных с документооборотом.

? «Agile-коуч  —  это роль, в которой всегда есть, куда расти. Сейчас цели у меня самые амбициозные, чувствую в себе силы выстроить процессы на большом масштабе, скажем, на 3000 человек. Эта цель и нереальное желание появились у меня после выпуска из Университета, и в этом большая заслуга преподавателей, которые делились с нами своим опытом, видением, помогли под разными углами взглянуть на одни и те же задачи, это для меня очень ценно!».

Подробнее о курсе