Много работаешь с командами, добиваешься классных результатов и всё равно ощущаешь себя самозванцем. Знакомое чувство? Его испытала и героиня нашей новой истории Святослава Свириденко. Для нее обучение в Университете Agile-коучей стало не только мощной вакциной против неверия в себя, но и открыло доступ к целому калейдоскопу разных кейсов от преподавателей и студентов. С такой практикой можно уверенно идти в трансформации абсолютно любых команд и ставить самые амбициозные цели.
С Agile Святослава познакомилась в 2020 году, это был самый разгар пандемии. На тот момент она работала в сфере общественного питания и занималась запуском новых заведений — все вопросы от поиска оборудования и анализа маржинальности позиций в меню до найма и обучения персонала были в том числе в ее зоне ответственности. В период локдауна, когда все заведения закрылись, Святослава пыталась найти новые способы, как поддержать команду, помочь ребятам стать более сплоченными, стойкими. Так впервые поисковик выдал ей слово «Scrum».
«Помню, что сначала многое было непонятно. В голове возникали десятки вопросов — как же работают на практике все термины, процессы, взаимосвязи, но меня очень увлекли эти новые знания, и я стала постепенно во все это погружаться. Изучив Scrum Guide, я поняла, что то, чем я занималась столько лет, и есть роль Scrum-мастера. И это то, что я по-настоящему люблю делать — создавать уверенные и классные команды, помогать преодолевать разногласия и видеть, как из разрозненных личностей рождается единый организм, благодаря тому, что люди начинают взаимодействовать, договариваться и вместе идти к своим целям. И Scrum-мастер — это именно тот человек, который помогает команде стать такой».
А дальше всё развивалось в жанре «оказаться в нужное время в нужном месте с нужными людьми». Один из постоянных гостей заведения, где работала Святослава, оказался руководителем RnD подразделения в компании, которая занималась разработкой наукоемких приборов, и им как раз требовался Junior Scrum-мастер. Это была невероятная удача! Обычно компании ищут специалистов, обладающих хорошим опытом применения гибких подходов, здесь была обратная история: команда опытных разработчиков сопротивлялась изменениям, не видела в них ценности и не могла найти общий язык с Владельцем продукта. Поэтому им требовался человек, который не был глубоко погружен в ИТ, но знал, как помочь командам процессно. Важное требование к Scrum-мастеру — крепкая Agile-база, которую будущие коллеги посоветовали Святославе получить в ScrumTrek.
«Когда ты попадаешь в реальный проект, то главный вопрос, который тебя постоянно волнует: а как все свои знания применить в реальной команде, если у тебя стейкхолдеры не хотят принимать участие, заказчик постоянно “переобувается”, а команду все время бросают с одной задачи на другую? После обучения всё встало на свои места. У меня появилась четкая картинка в голове: зачем и куда нужно прийти, чтобы работа строилась максимально продуктивно. Я действительно попала в сложную команду, мне приходилось решать разные коммуникативные и процессные задачи, но я поняла, что не хочу останавливаться».
За время своей работы Святослава смогла изменить отношение команды к Скраму. По ее словам, главный секрет в том, чтобы не навязывать лишние инструменты, просто потому что они существуют, идти от потребностей команды и предлагать изменения в формате эксперимента, который всегда можно закончить, если что-то пойдет не так. Кроме того, удалось разрешить постоянный конфликт между PO и командой. Владелец продукта согласился попробовать по-другому выстраивать взаимодействие с командой и очень высоко оценил результаты: команда стала слышать его, директивный монолог превратился в диалог и сотрудничество.
Начав работать Scrum-мастером, Святослава сразу поняла, что хочет двигаться на следующий уровень. У нее уже был хороший опыт в развитии команд, поэтому теперь важно было посмотреть, как всё это работает в целом, получить полную картину процессов трансформации. Поэтому когда она увидела рекламу Университета Agile-коучей, не раздумывала ни минуты.
«Самое ценное, что дает Университет — это колоссальная насмотренность, и не только за счет живых кейсов, которыми делятся преподаватели, но и сами студенты из абсолютно полярных индустрий и компаний. Находясь в роли Agile-коуча, важно иметь перед глазами разные примеры, узнать, как может быть по-другому, ведь основная задача не выстроить идеальную картину и внедрить все существующие практики, а сделать процессы эффективными именно в твоей компании».
Программа обучения в Университете была очень интенсивной: информации много, а список дополнительных материалов не «тает» в to-do списке до сих пор. Сейчас в своей работе наша героиня использует все направления, которые разбирали в Университете — от продуктового подхода до фасилитации и конфликтологии, потенциальной точкой роста Святослава называет масштабирование. Например, как плавно и безболезненно перейти от SAFe® к LeSS — эту задачу со звездочкой еще предстоит изучить.
«Еще один полезный лайфхак, которому я научилась в Университете —- всегда прописывать вместе с командой ожидания от своей работы на старте и далее через определенные интервалы времени. Постоянный процесс выстраивания новых коммитов очень важен для сервисных ролей, с одной стороны, это помогает команде наглядно видеть результат изменений в разрезе “было-стало”, а с другой — Scrum-мастерам, Agile-коучам не терять ощущения собственной ценности и сопричастности. Кроме того, я стала выстраивать свою работу через гипотезы — в командах мы сначала пробуем какой-то инструмент, а не внедряем его окончательно и бесповоротно. И это тоже помогает бороться с сопротивлениями, и как показывает практика, такие инструменты в конечном счете приживаются, команда их принимает и продолжает использовать».
Святослава признается, что до Университета ее преследовал синдром самозванца. Несмотря на мощный бэкграунд в плане работы с командами, ей казалось, что знаний и опыта все еще недостаточно, а собственные успехи — удачное стечение обстоятельств. Обучение придало ей огромное ощущение уверенности и самодостаточности, когда чувствуешь, что тебе море по колено и спокойно идешь в трансформации с абсолютно любыми командами и компаниями.
Сейчас наша героиня работает Agile-коучем в ГК «Самолет» и занимается трансформацией внутренних продуктов, связанных с документооборотом.
«Agile-коуч — это роль, в которой всегда есть, куда расти. Сейчас цели у меня самые амбициозные, чувствую в себе силы выстроить процессы на большом масштабе, скажем, на 3000 человек. Эта цель и нереальное желание появились у меня после выпуска из Университета, и в этом большая заслуга преподавателей, которые делились с нами своим опытом, видением, помогли под разными углами взглянуть на одни и те же задачи, это для меня очень ценно!».