Как стать действительно крутым Agile-коучем или скрам-мастером
Этот Виталий Король настолько крут, чтобы рассказывать, как стать крутым Agile-коучем? Нет, не настолько. Но я достаточно глубоко в профессии, чтобы очень очень хотеть стать ещё лучше. Этот доклад для вас, если вы скрам-мастер или Agile-коуч, и подозреваете, что это всерьёз и надолго.
Доклад на конференции AgileDays 21 марта 2019 года. Слайды доклада
Виталий Король, Agile Coach, SEMrush, Санкт-Петербург
Знаете, я, когда готовился к этому выступлению, я подумал, что у вас может возникнуть вопрос: «а ты-то, кто такой?». Ну тема-то не хилая заявлена. А ты кто такой? Ты действительно настолько крут, что будешь сейчас нас просвещать на эту тему? Я решил заранее ответить на этот вопрос. Отвечу, цитируя Скруджа МакДака из «Утиных историй». Там в основе сюжета лежит волшебная жемчужина, и, если стоять с ней, держать в волнах тропического острова на берегу во время восхода, то она одарит небывалой мудростью. Скрудж плывет на своем лайнере на этот чудесный остров, и происходит диалог между ним и его племянником Дилли. Дилли его спрашивает: «Дядюшка Скрудж, а ты правда веришь, что эта жемчужина сделает тебя самым мудрым?» Скрудж отвечает: «Не знаю, Дилли. Но я достаточно умен, чтобы очень-очень хотеть стать умнее». Гениально, да? Как многому я у тебя научился, Скрудж.
Так вот, я позволю себе перефразировать Скруджа и скажу: «Нет, я не считаю, что я крут, но я достаточно глубоко в профессии, чтобы очень-очень хотеть стать лучшим». То есть речь не идет о том, что я снизойду сейчас там с вершины своей крутости какой-то. Поверьте, нет никакой вершины, и вам мудрости здесь не насыплю. Нет, просто я достаточное количество внимания уделяю вопросу профессионального развития и хочу поделиться с вами опытом, наблюдением и даже небольшим исследованием.
Содержание статьи
Личный опыт
Так получилось, что какое-то время я уже, кроме всего прочего, занимаюсь тем, что помогаю новичкам в нашей профессии. И в своей компании SEMrush, и в комьюнити меня часто спрашивают: «Как стать Agile коучем?», обращаются за помощью. Вот не знаю, почему именно ко мне, может думают, что, если же у него получилось, то, может, знает какой-нибудь лайфхак. И я наблюдаю за ребятами, как они развиваются. И знаете, очень многие очень быстро прокачиваются до какого-то уровня, а потом останавливаются в развитии. И у меня возникает вопрос: почему так происходит? Может есть какой-то там предел, то есть развиваться более качественно больше некуда? Знаете, как у водителя газели, хотя ладно, философский вопрос, не пойдем туда. Или может быть есть какой-то барьер, который очень сложно преодолеть?
Для себя я на эти вопросы нашел ответ, причем не через наблюдения, а через собственный опыт. Вообще, для меня моя профессия очень важна. И я никогда не доволен своим уровнем. Вот всю жизнь мучаюсь прям. И постоянно ищу какие-то способы стать лучше. И в начале было легко. Я посещал тренинги, книги читал, учился у более опытных коллег, в комьюнити тусовался, потом все это приземлял на практику, много всякой практики в полях, и так далее по кругу. Экспертиза росла, опыт рос. Появлялись успешные кейсы, приходили более сложные кейсы.
И все было отлично, пока у меня не наступил кризис. Только я не сразу понял, что это кризис, я сначала подумал просто, что я стал офигенно крут. Потому что никакие тренинги, книги и ничего нового мне не давало. Но, то есть, как бы все знаю, все умею. Но оказалось, что это неосознанная некомпетентность какого-то там уровня.
Знаете, у этой штуки есть уровни, она цикличная, оказывается. Потом пришла осознанная некомпетентность вместе с кризисом потери ориентиров. Это знаете, это когда понимаешь, что ничего не знаешь, но еще и не знаешь, что с этим делать и куда идти. Крайне неприятная ситуация. И не знаю, может быть это длилось бы долго, но мне очень-очень повезло, я на своем профессиональном пути повстречал действительно выдающихся людей в нашей профессии. Мне удалось познакомиться лично, пообщаться и даже поработать с некоторыми из них. И они мне сделали потрясающий подарок – новые ориентиры.
Это Alan Dayley, Lyssa Adkins, Michael Spayd, Michael Hamman, Michele Madore, Allen Holub. Я сейчас подумал, может прозвучало так будто я шел-шел, а потом зашел в какую-то комнату, а они там сидят за столом. И Lyssa встает такая: «О, Виталий, где ты был, мы тебя ждали». Нет, все было не так. Это было на протяжении нескольких лет, в рамках разных совершенно проектах, при разных обстоятельствах, но тем не менее мне очень повезло. Да, это было достаточно плотно, чтобы накопить очень критическую массу где-то там в моем сознании, чтобы там какие-то изменения определенные произошли.
Эти люди, кроме того, что они известные в наших кругах, они еще очень успешные. И мне было очень интересно, а чем же они таким берут. Да, что у них есть такое особенное. Этот опыт мне очень дал много. Я увидел, что они отличаются от всех Agile коучей, которых я встречал до этого. Они делают работу по-другому, на каком-то другом качественном уровне. И я не про их понимание Agile философии, не про знания методов, фреймворков, инструментов, я не про контент. Потому что контент то вроде как такой же. Я не про то ЧТО, я про то, КАК они делают. И вот к сожалению, здесь есть трудность, потому что вот эту качественную разницу ее не передать вот так через рассказы, даже видео не помогут. Вы можете нагуглить видео с этими людьми, они как бы так себе эти видео. Тут обязательно необходим личный опыт общения.
Можно я попрошу поднимите руки, ребята, те, кто встречался с ними, разговаривал. Что-то я думал, больше будет. Так, окей, хорошо. Все, кто поднял, всех знаю. Хорошо, я надеюсь, вы меня понимаете, потому что вот эта вот качественная разница, она ощущается при личном общении. И вот этот личный опыт имеет критическое значение, потому что, когда взаимодействуешь с ними, то в голове вспыхивают вопросы: «Что это было? Как ты это делаешь?». И, то есть вот эту разницу ощущаешь на уровне каких-то эмоций, но не осознаешь мозгом. И это проблема, потому что хочется научиться также, но, чтобы научиться делать также, надо сначала понять, что это, как они это делают. И прямые ответы на вопросы тоже не помогли мне.
Да, я спросил у Michael Hamman, говорю: «слушай, вы так классно с Lyssa тренинг читаете вместе в паре, вы друг друга дополняете, поддерживаете, у вас какая-то синергия, это все придает дополнительный импульс группе, как вы это делаете?» Он мне сказал: «Хороший вопрос, Виталий. Понимаешь, когда мы работаем вместе с Lyssa, я не думаю, чему я могу научить или чему может научить Lyssa, я думаю, что мы вместе можем дать группе». Что?! Есть ощущение, что какая-то мудрость снизошла, но вот что с этим делать? Мы тогда с Сашей Баптизанской не придумали, что с этим делать.
Я спрашивал у Alan Dayley, мы с ним проводили сессию для команды, сессия большая, сложная, на несколько дней и очень непростая для команды, очень важная для компании. Это была моя команда, я с ней работал, он мне помогал. И я был поражен насколько крутую атмосферу Alan создал, она была сфокусированная, продуктивная и при этом очень сбалансированная. Да, я ему сказал об этом, спросил: «Как? Как ты это делаешь?». Я никогда не видел их такими продуктивными с таким искренним желанием решить проблему. Он мне ответил вопросом, он всегда так делает, говорит: «Виталик, когда ты такие сессии подобные проводишь, чем заняты твои мысли?» Я говорю: «Ну я думаю о фасилитации там, какой план, что мы следующее делаем, что можно лучше делать». Он: «Здорово. Попробуй в следующий раз подумать вот о чем: насколько ты с командой в этом их путешествии, где твоя зона, где их и где проходит граница?» Что?! Вот что с этим делать? Но мне так хотелось научиться, что я разобрался. Правда для этого мне пришлось провести целое исследование.
Что это? В чем разница?
В исследовании было 3 этапа. Первое: что это? Что делает эту качественную разницу? Второе: какие навыки, что нужно уметь, чтобы эту качественную разницу делать? И третье: как прокачать эти навыки?
Как это исследование проводилось? Я беседовал, опрашивал можно сказать людей, которые с этими коучами работали, как-то взаимодействовали и работают. И цель была выяснить описания конкретных действий, что они наблюдали, что эти коучи делают по-другому, что они делают такого, чего не делают другие коучи или, может быть, что они не делают, что делают другие. То есть как бы конкретику на уровне действий вытащить. И после того, как я все это собрал, обобщил информацию, у меня получилось что-то около 15 пунктов. Многие из них были очень забавные, например, что они все пишут на флипчартах как курица лапой. То есть, я не знаю, что с этой делать информацией. Может, это значит, что красивые флипчарты и графическая фасилитация не самое главное в нашей профессии. Я не говорю, что это не важно. Я говорю, что, может быть, это не самое главное. Но самыми ценными мне показались вот эти 4 пункта:
- Мало говорят. Вот действительно, знаете, если сидеть с таймером, то прям удивляешься на сколько мало, но при этом если человек говорит, то он очень четко формулирует свои мысли. То есть что значит четко? Он использует маленькое количество слов, чтобы обрисовать идею, при этом идея очень полно описывается. Получается интересное сильное сочетание, что каждый если человек говорит, то каждое его слово имеет очень большой вес.
- Глубоко слушают. Это вам известно, я надеюсь, это вечно недооцененный навык, сколько бы о нем не говорили, его все равно недооценили.
- Соблюдают баланс своей энергии. Звучит как сектантство, я понимаю. Но речь идет о том, что их никто никогда не видел уставшими. И при этом никогда они не бывают такие гиперактивные и перевозбужденные. Всегда ровное состояние, всегда ровное.
- Они присутствуют на 100% всегда. На мой взгляд это очень мощная и очень простая одновременно штука. Позвольте, я на примере расскажу. Я, например, не могу себе представить, например, Майкла Спейда сидящего в телефоне, когда он работает с группой. Даже когда активное участие коуча фасилитатора не требуется сейчас, например, когда группа самостоятельно делает какое-то там задание.
Вот эти 4 пункта мне показались уже значительными. Потому что даже есть прокачаться даже на уровне действий в этих вещах, то уже какой-то Level up получишь. Но мне этого показалось мало, потому что там есть что-то еще. Там что-то еще есть. Поэтому я вернулся назад в фокус-группу и начал их мучать другим вопросом. Я спрашивал: «какие эмоции и состояния у вас возникают, когда вы работаете, взаимодействуете с этими коучами?» И получилось следующее.
- При личном общении создается ощущение, что я самый важный человек для них в этот момент времени, что во Вселенной вообще больше ничего не происходит, кроме нашего диалога.
- Ощущение участия и поддержки возникает почти мгновенно и каждый раз. При этом ощущения какого-либо давления – никогда.
- Они открыты, эмоциональны и уязвимы. Это к доверию.
- Создается ощущение, что меня принимают и слышат всегда, даже когда не согласны.
- Но при этом есть вещи, которые они не потерпят и позиции, с которых не сдвинуть.
Вот последние два пункта, мне кажется, интересное сочетание такое дают, да?
Этот список мне понравился гораздо больше. Он мне показался глубже, поэтому я дальше по своему исследованию продвинулся.
Какие навыки нужны?
В принципе, дальше потом просто было построить взаимосвязи, какие навыки нужны, чтобы создавать подобные эмоции, состояния у людей, когда работаешь с ними. И получилось следующее.
- Глубинное слушание. Тоже известная вам тема. Вожделенное состояние всех начинающих, да и не начинающих коучей – это способность видеть, понимать, что есть за словами собеседника. Да, тут главное не путать с попыткой диагностировать и интерпретировать чужие слова.
- Безоценочное восприятие. Очень мега крутой навык, мне кажется. Но знаете, его очень часто понимают не верно. Я как-то за кружкой пива с приятелем, я ему сказал, что очень хочу лучше стать в безоценочном восприятии. Он сказал: «Что ты? Не надо это, опасная ерунда, я пробовал это». Пробовал он, да? У собеседников возникает ощущение, что тебе на все пофиг. Ребята, безоценочное восприятие должно вызывать у собеседника ощущение, что его безоговорочно на 100% принимают его таким какой он есть. Это как бы противоположное от ему все пофиг.
- Безграничная вера в людей. Куда без этого в нашей профессии.
- Осознание своих убеждений.
- Понимание границ ролей, ответственности ролей.
- Долгосрочное мышление.
Вроде бы не очень что-то супер новое, но тут есть сложность. Вроде как бы все просто, но и сложно одновременно. Потому что не все из этого — навыки. Ну ладно, только два первых, может быть, а остальные вообще не навыки, тут есть и про мышление, и про убеждения, и про образ жизни. Как нам прокачаться, как измениться, чтобы появилось вот это то, чего нет пока? На самом деле, решение с одной стороны простое, а с другой стороны, оно бывает очень не простое, потому что его реализация потребует времени и недюжинной самодисциплины. Готовы узнать решение?
Как прокачаться?
- Пройти школу коучинга. Да-да. Выбирайте любую, которая нравится. Знаете, сейчас их много, противоречивые есть отзывы. Мне кажется, не так важно какую выбрать, а важно, знаете, не пытайтесь там научиться коучить других. Я сказал, что сказал, правда. Используйте это время, эту возможность, чтобы исследовать себя, чтобы себя раскачать, чтобы вас там разобрали на части. Собирать не обязательно, вас на работе соберут обратно. А коучить других научитесь попутно.
- Регулярно работать с коучем/терапевтом. Да, составьте список сильных запросов и вперед работать. Специально для тех, у кого сейчас возникла в голове мысль, что нет у меня запросов, вам лайфхак запрос: что мешает мне составить сильный запрос и пойти его прорабатывать? Вот с этим запросом вперед.
- Научиться медитации. Не только научиться, но еще и регулярно практиковать. Очень много вопросов в Community на эту тему, да? Всегда бывает: а что? А правда? Да зачем? А как? А что прямо в офисе? Прямо в офисе, да. Вот понимаете, главный навык софтверного инженера – это навык разработки софта, а один из главных и основных наших навыков – это наше состояние. С ним надо, во-первых, уметь работать, а во-вторых, работать. Медитация – это чуть ли не идеальный инструмент для этого. Так что вперед обязательно.
- Эмоциональный интеллект – это грамотные социальные связи, эмпатия, осознанность, это внутренний ресурс, это баланс, гибкость, мотивация, очень много вещей, которые нам необходимы. Есть много книг, много тренингов. Посещайте тренинги, а лучше прочитайте свой тренинг. Вы же знаете, да, что мы лучше всего учимся, когда учим других, так что давайте друг друга учить.
Вы знаете, вот, в принципе, это все. Вы все верно поняли. Я вас всех отправляю учиться коучингу, прокачивать эмоциональный интеллект. Всех на терапию. Попутно медитируем. Вот собственно, а вы что ждали? Знаете, вот фитнесс-тренер, он не может выглядеть как я, это же пример, это лидер физической формы, он должен выглядеть вот так. Agile-коуч – это лидер психологической формы, если хотите, у нас должны быть закрыты самые важные основные моменты. Мы должны быть примером баланса, спокойствия, уверенности, осознанности, здравого смысла. Поэтому для того, чтобы качественно стать лучше в нашей профессии, мне кажется, нам просто необходимо выполнять эти 4 пункта. Каждый из нас станет лучшим, если пройдется по ним.
Первый шаг
Вы знаете, в этом есть проблема, потому что это и есть тот самый барьер, о котором я говорил в начале. И большинство из нас его не преодолеет. По многим причинам нам – людям – очень сложно начать глубоко прорабатывать себя любимых. Вы же не думаете, что я брошу вас один на один с этим списком, да? Я помогу вам преодолеть этот барьер, я помогу сделать первый шаг. Этот первый шаг, он даст вам быстрый и значительный эффект, но тем не менее он не отменяет этих четырех пунктов. Все равно надо делать. Но тем не менее это первый шаг, который сильно вам поможет в эту сторону продвинуться.
Допустим, это — инструмент, хотя я сомневаюсь. Инструмент, о котором расскажу, очень известен среди наших западных коллег, и очень мало известен нам. И крайне недооценен и там, и здесь у нас. Это Agile Coach Stance. Stance на русский переводят как «состояние» или «позиция». Мне не нравится ни то, ни это. Поэтому Stance. Это не коуч позиция, в которой мы находимся, когда коуч сессии проводим, это не временное ресурсное состояние, в которое можем войти на период публичного выступления. Это совсем другое. Это какая-то перманентная штука, которая одновременно будет и фундаментом вашим, и крепостью, и маяком. Это некоторая уверенная конструкция, которая будет являться вашей надежной опорой в сложные времена и заодно покажет направление, если потерялись. С одной стороны, она даст вам такой очень крепкий нерушимый стержень, с другой стороны, гибкость.
Хотите узнать, что это такое? Да, пожалуйста, забирайте. Давайте с безусловно прекрасных метафор опустимся на конкретику. Что это такое? Это очень строгая система убеждений, самом тесным образом связанная с нашей профессией, то есть это система профессиональных убеждений. И важно, максимально осознанное. Максимально осознанное на практике означает, что вы можете вот эти убеждения записать, буквально, письменно очень кратко, емко, при этом полно. И конечно, эти убеждения должны откликаться у вас, соответствовать вашим ценностям, иначе это просто не будет работать. И эта система уникальна для каждого, поэтому вам придется ее создать самим. Но это не сложно, хотя и потребует работы.
Я видел с десяток этих коуч стэнсов, со мной делились мои ученики, если так можно сказать. И другие люди. Мы это обсуждали. Обычно ее формулируют в виде метафор и описаний к этим метафорам. Но я видел и такие варианты, когда в виде таблички, например: какое для меня поведение не приемлемое и какое самое идеальное. В общем, можете придумать свой формат. Я думаю, что это не принципиально. Я вам зачитаю пример. И я надеюсь, станет совсем понятно, что же это такое.
- Страж границ.
Ответственность и границы существуют у каждой роли. Владеть ответственностью – это право и привилегия каждого. Я не имею права ее забирать, даже если просят. Напротив, я очерчиваю границы, способствую их увидеть другим. Только при понимании, где проходят границы, где начинается ответственность роли и где она заканчивается, открывается осознанный путь. - Вовлеченная нейтральность.
Я полон участия, сочувствия, эмпатии, и я нейтрален. Это значит, что я глубоко сопереживаю тому, что происходит с человеком или командой, но мы не одно целое. Это значит быть вместе в болезненных сложных ситуациях, но без намерения спасти или прикрыть. Я поддержка и опора, но нельзя опираться на то, что горит вместе с вами. Я вместе с вами, но я во вне. - Цена честности.
Я осознаю ценность и последствия быть честным и говорить правду. Я понимаю, что собеседник может не хотеть ее слышать, что есть риски вызвать недоверие, быть отвергнутым, осмеянным. И я принимаю эти риски и их последствия на себя, готов платить цену. Но я все равно буду говорить правду. Я делаю это не ради того, чтобы чувствовать себя правым, а ради других людей. Потому что это ценно всегда. - Агент чистых изменений.
Не моя задача решать за других, что им делать, менять их, тащить за собой по какому-то особенному правильному пути. Я не провоцирую и не манипулирую. Я способствую созданию условий, где меняться легко. Предлагаю пути, о которых знаю, и помогаю найти новые. Желание меняться у человека, команды, системы должно быть чистым, искренним, зрелым. Такие стремления развиваться я поддерживаю всеми силами и наслаждаюсь честью наблюдать, как кто-то или что-то становится лучшим. - Замок из песка.
Меня мотивируют похвала и признания, но я их не жду. Моя работа не понятна и не заметна для очень многих, ее сложно померить. Однако, я верю, что то, что я делаю имеет смысл всегда. Искреннее служение всегда ценно.
Это пример Stance. Да, вот это каждое убеждение оно очерчивает определенную область как будто или направление задает. Когда их несколько при пересечении получается условная точка. Эта точка и есть Stance. Это опора, которая поддержит в трудные времена и некий маяк, который покажет направление, если вдруг сбились с пути.
Как же получить такой себе любимому? Подумайте над этими вопросами:
В спокойной обстановке ответьте на эти вопросы самостоятельно, а лучше с помощью коуча. Сформулируйте письменно на бумаге, переформулируйте, пройдите несколько итераций. И в определенный момент вы по своему ощущению поймете, что вы нашли тот самый свой Stance. И потом на протяжении своего профессионального пути оглядывайтесь на него, учитесь ему доверять. И очень скоро вы почувствуете и увидите, что появилось то самое новое качество, которого раньше не было.
И в заключении я хочу еще один вопрос вам вкинуть. Он тоже определит во многом направление вашей профессиональной деятельности. Зачем? Почему вы в Agile коучинге? Вы здесь временно или навсегда? Вы здесь потому, что это сейчас модно? Или потому, что сейчас за это хорошо платят? Или потому что это ваше призвание? Призвание, которому вы готовы посвятить свою жизнь и ради которого вы готовы пройти очень непростой путь.
Правильная организация мозгового штурма способствует творческому мышлению, укрепляет командный дух и помогает найти наилучшее решение. В этой статье мы рассмотрим различные методы мозгового штурма, поговорим о том, как они стимулируют развитие креативности, и разберем 5 советов, которые сделают ваши командные сессии максимально эффективными.
Хотите разрушить доверие и мотивацию — не советуйтесь с командой и не сообщайте ей о своих решениях, планируете всё и всегда делать своими руками — контролируйте каждый шаг ваших сотрудников. Хотите еще вредных советов? В этой статье собраны главные ночные кошмары тимлида = антипаттерны, которые убивают мотивацию и создают хаос в команде, а еще я расскажу, как это починить с помощью разных техник и инструментов.
Универсальный солдат, швейцарский нож, человек-оркестр, знакомьтесь, это ваш тимлид! И если в каких-то случаях совмещать несколько ролей — абсолютно нормально, в других — дополнительная нагрузка не имеет ничего общего с ролью тимлида. В статье обсудим разные кейсы и сложности, которые могут возникнуть у любителя разных амплуа.