Agile в интернет-бухгалтерии

Интернет-бухгалтерия Моё дело — первый облачный сервис по ведению бухгалтерии в России.
Недавно компания при участии специалистов ScrumTrek полностью перешла на гибкие методы управления проектами.

Об Agile-трансформации в «Моём деле» нам рассказали технический директор Юрий Левин и Юлия Лебедева, IT HR бизнес-партнёр компании.

Расскажите, почему вы решили строить работу по Agile? Какие основные цели ставили перед собой?

В первую очередь мы хотели добиться более эффективного взаимодействия команд: чтобы бизнес и разработка были в одинаковой мере включены в процесс и ощущали ответственность за результат.

Отсюда следуют и другие две вещи, которых мы хотели добиться через полномасштабное внедрение Agile, — прозрачность рабочего процесса и прозрачность планирования.

Как строилась работа? Сколько времени занял процесс?

С идеями Agile мы знакомы довольно давно: первые — ещё не очень систематизированные — шаги по частичному внедрению гибких методов мы начали предпринимать ещё в 2012 году — тогда мы регулярно ездили на AgileCamp и реализовывали какие-то подходы в отдельных командах.

В 2016 году мы начали сотрудничество со ScrumTrek и задались целью систематизировать свои знания об Agile и синхронизировать весь IT-департамент.

Недавно мы перевели на Agile всю компанию. На первом этапе специальный тренинг по работе в Agile-парадигме — под руководством Асхата Уразбаева — прошли руководители компании. Далее такой же тренинг прошли все сотрудники IT-департамента, который мы разделили на две части. После тренингов — кик-офф (запуск) команд. Далее Анатолий Коротков наблюдал за спринтами разных команд и на спринт-ретро корректировал их работу.

После этого по такому же принципу мы запустили команды из остальных департаментов.

На первичный запуск ушло около 2-3 месяцев. Где-то через полгода Анатолий провёл аудит. Примерно тогда же новый подход начал приносить результаты. Но в целом, как мне кажется, мы до сих пор что-то меняем и пробуем новое — нельзя сказать, что трансформация закончилась.

Что изменилось после начала работы по Agile?

Во-первых, мы отказались от нашей прежней модели разработки, которая была чем-то средним между водопадом и Scrum, и полностью перешли на Scrum.

Во-вторых, мы перевели компанию на плоскую организационную структуру. Сейчас у нас нет тимлидов — основную функцию по работе с командами выполняют программисты и  тестировщики, которые берут на себя роль scrum-мастера.

Благодаря этому коммуникация стала проще и быстрее, что ускорило принятие решений, а это уже позволило сотрудникам больше внимания уделять непосредственно работе над проектами, а не их обсуждению с другими командами.

В-третьих, у нас появились удалённые сотрудники. Это стало следствием успешного опыта работы в полностью распределённых командах, который стал возможен благодаря различным активностям по Scrum. (В таких командах роль scrum-мастера на себя берут удалённые программисты.)

В-четвёртых, сотрудники стали более ответственными и проактивными: они понимают, что какие-то вещи зависят непосредственно от них, поэтому если они видят проблему, они не ждут, когда о ней узнает линейный менеджер (которых у нас в IT-департаменте, например, всего 2-3 на 100 с лишним сотрудников), а начинают сами договариваться с другими командами, искать и внедрять решения.

Как команда восприняла изменения, долгим ли был процесс адаптации к новым подходам?

В разных департаментах — по-разному. Сотрудники IT-департамента восприняли перемены с большим интересом и воодушевлением: они были рады тому, что больше не приходится сталкиваться с микроменеджментом — им не говорят, что нужно сделать, а приходят с проблемой и просят её решить. В таком случае человек, конечно, активнее вовлекается в процесс и лучше работает.

Некоторым другим департаментам, которые привыкли жить по регламенту, было тяжело адаптироваться. То есть, в среднем людям в компании требовалось некоторое время на перестройку мышления, но отношение в целом было скорее положительным.

Какую поддержку оказал ScrumTrek?

Сотрудники помогли внедрить все необходимые методы: провели тренинги и показали, как это всё работает, с реальными задачами и реальными командами. После внедрения сопровождали наших scrum-мастеров, проводили аудит и дополнительное обучение и в целом поддерживали контакт, интересовались нашими успехами.

Почему вы выбрали именно ScrumTrek? Какие у вас планы по дальнейшему развитию?

ScrumTrek — признанный лидер российского рынка Agile-консультирования и коучинга. Поэтому когда мы приняли решение внедрять Agile, мы сразу понимали, к кому обратимся. Предложенные условия — скорость, процесс внедрения — и результат нас тоже более чем устроили.

В будущем планируем поддерживать и развивать Agile-культуру. В частности активно развиваем систему отслеживания метрик: команды ведут свои цифровые портреты, фиксируют качество, скорость принятия решений и другие параметры. Мы это делаем, потому что хотим усовершенствовать наш data-driven подход к принятию решений.