Привычка брать новые вершины: как жажда знаний, новые челленджи и ScrumTrek помогают не сбиваться с пути

 

Бейджи Николая в MyBadges

Молниеносный разворот от позиции руководителя группы технического обучения до менеджера по продукту и, наконец, Scrum-мастера герой истории Николай совершил в рамках всего одной компании. Кажется, именно тогда была пройдена точка невозврата: философия и ценности Agile, дух трансформации и постоянного движения полностью совпали с личным видением Николая и запустили внутри него вечный двигатель мотивации и энергии. Сегодня в его арсенале хороший опыт работы с разными командами, прокачанные навыки фасилитации, знание Kanban и Серебряный бейдж Scrum-мастера «в кармане». Но самое главное — это его уверенность и твердое намерение, что нужно двигаться вперед.

Раз, два и в Scrum-мастера

Ещё в далёком 2020 году, когда Николай только закончил учиться на менеджера продукта (Product Manager), от руководства компании поступило новое предложение – необходимо помочь отделу разработки внедрить Scrum и решить вопросы предсказуемости и стабильности поставки. Подробнее об этом наш герой рассказывает в отдельной статье. И собственно вот так, по желанию директора, Николай отправился учиться на курсы Scrum-мастера в компанию ScrumTrek, а точнее, в школу OKademy.

? «Обучение было действительно интересным: мой мозг с завидной жадностью поглощал новые знания, которые сыпались на наши головы как из рога изобилия, а столько новых терминов я давно не слышал. И тем не менее, сам процесс обучения был выстроен последовательно и очень комфортно. На всех занятиях теория была неразрывно связана с практикой, и это самая главная фишка этого интенсива».

По словам Николая, часто курсы — это набор лекций, видео, текстов. После них студент выходит умным, но не представляющим, как всё это использовать дальше на практике. В OKademy другой подход – научить, как применять «в бою» все полученные инструменты и сразу отработать новые знания в команде.

? «Особенно мне запомнилось финальное задание в виде 5 вопросов на основе реальных кейсов, по итогам его выполнения мы получили персональную обратную связь от преподавателей. Это был один из лучших курсов, которые мне доводилось проходить, поэтому учиться я продолжаю только в компании ScrumTrek».

Разные команды = разные подходы

В начале 2021 года после выпуска из OKademy Николай успел поработать с 5 командами в разных компаниях, и они были абсолютно полярными. В первой пришлось использовать базу Scrum, всё внедрять и настраивать. Здесь как раз пригодились знания из уровня SHU (модель SHU-HA-RI), следование Scrum Guide и базовое построение процессов, наш герой выступал в роли учителя, объясняя, для чего команда это делает и какого результата можно ожидать. Все детали этого кейса есть в материале по ссылке выше.

Во второй компании было по-другому и более интересно. Здесь команды оказались уже взрослыми, поэтому они не строго следовали Scrum Guide, а брали нужное, чтобы поставляемая ценность соответствовала ожиданиям, укладывалась в сроки и приносила ценность и клиентам, и бизнесу. В этой компании Николаю пригодились навыки фасилитации и коучинга.

? «По началу очень часто приходилось возвращать ребят в русло тематики встречи, выдергивать из глубокого погружения в решение конкретной проблемы между 2-3 участниками во время дейлика, когда ещё есть не высказавшиеся участники (вспоминается игра Daily from Hell, играли в нее на курсе в OKademy)».

Аналогичные ситуации и вопросы обсуждали и в рамках других встреч: зачем? а что нам это даст? какую ценность это принесет пользователю? как эту работу можно продемонстрировать? и т.д. Подобные вопросы помогли немного приблизить разработчиков к конечным пользователям и рассказать, что продукт делается не ради процесса, а для клиентов.

По словам Николая, не обошлось и без некоторых напоминаний базовых вещей. Например, помощь командам в формировании цели спринта — зачем команда работает две недели — способствовала тому, что задачи стали описываться детальнее, вновь стали использоваться критерии приёмки. Цель помогала ребятам в процессе спринта правильно выстраивать приоритеты, отказываться от второстепенного в пользу закрытия задач, относящихся к цели спринта.

? «Как результат мы свели почти к нулю моменты, когда цель не достигалась и на обзоре спринта нечего было показать стейкхолдерам. По грубым подсчётам за 13 двухнедельных спринтов на 3 команды цели спринта не были достигнуты примерно в 23% случаев (39 целей, 9 раз не достигли цель). Мне кажется, это неплохой результат. Часть причин были связаны с внешними факторами, на которые мы не могли повлиять (болезни, срочные баги от крупных клиентов (они правда были непростые), а часть, конечно же, списывалась на плохую подготовку и в некоторых случаях неопытность разработчиков. И, как это и должно было быть, все проблемы после спринтов мы обсуждали на ретроспективе».

На этом этапе нашему герою очень пригодились знания, полученные в OKademy, в виде огромного количества дополнительных материалов, которые можно было изучить и даже использовать готовые шаблоны проведения.

Скучные демо и слабая коммуникация, Или что делать, когда ничего непонятно

Еще одной из проблем, с которой в процессе работы столкнулся Николай, были нерепрезентативные демо. Принятый формат таких мероприятий слабо демонстрировал дальнейшие пути развития продукта и не мотивировал команду обсуждать результаты. Стандартное мероприятие выглядело так: созвон со стейкхолдерами (именно созвон, т.к. команда является распределённой, а стейкхолдеры находятся за рубежом), представлял собой словесный рассказ о результатах в цифрах. Фактически это был сухой отчет о проделанной работе, а обилие цифр, которые нужно было постоянно держать в голове, отвлекали от главного: команда не обсуждала выводы и результаты, дальнейшие шаги, между участниками не было коммуникации.

? «Наша компания занимается разработкой видеокодеков для обработки видео — от использования на домашних компьютерах до вещания видео с чемпионатов мира по футболу и его доставки конечным зрителям. Это была новая и ранее неизвестная мне сфера, поэтому как человеку не погруженному в детали часто было непонятно, а порой и скучно все это слушать и одновременно в голове представлять цифры. Первым делом я пошёл к стейкхолдерам, и они подтвердили, что несмотря на то, что хорошо знают продукт, им не хватает наглядности, чтобы понимать полученный результат и подсказать команде, куда двигаться дальше. Вернувшись к команде с такой информацией, мне удалось найти единомышленника и с его помощью убедить ребят попробовать показывать результат разработки в виде графиков производительности системы».

Графики было решено сделать накопительными, а очередное демо вызвало много положительных эмоций как у стейкхолдеров, так и у разработчиков. Наглядно стало понятно, в каком направлении движется продукт и в какую сторону следует направить усилия. Кроме того, с помощью графиков стало проще обсуждать узкие места и более четко ставить цели на следующие спринты. В итоге эта практика в компании прижилась, и спустя полгода команды сами стали поднимать этот вопрос: «А что и как мы будем показывать?».

Вызов принят: Agile Coaching, новый курс и снова ScrumTrek

? «Дальше в процессе работы с ребятами я замечал, что проблемы в команде происходят не по причине недостатка hard skills, а именно soft. Для меня на первое место вышли вопросы: как правильно подготовиться? какие следует задать вопросы? как разрешить конфликтную ситуацию? Поэтому для себя я сделал выбор, что буду развиваться в сторону фасилитации и коучинга. В 2022 году я прошёл курс Certified Agile Team Facilitator в ScrumTrek».

На этом курсе участники изначально имели хороший практический бэкграунд, поэтому не задерживаясь на базовых вещах, студенты изучали более фокусные темы и, конечно, снова много практиковались. Обучение проходило в кейсовом формате, где всё как в жизни: реальная задача, ограниченный набор доступных инструментов и строгие дедлайны.

? «Знания, которые мы получили на курсе, очень ценные! Теория из книг или других материалов в сети не дали аналогичного эффекта, после этого курса я вернулся к команде не книжным червем, а практиком с опытом проведения встреч и знанием, как использовать полученные навыки. Кроме того, реальным подспорьем в моей текущей работе стал проект Фасилитационная на YouTube от ScrumTrek, где на примерах команда разбирает все инструменты, которые мы изучали на курсе».

На вопрос, каким Николай видит свой дальнейший карьерный путь и что помогает не сбиться с намеченной цели, он как всегда отвечает уверенно. После обучения на Scrum-мастера вместе с тренером курса Русланом Юсуповым они обсудили возможные треки развития, по компетенциям и личным предпочтениям Николаю оказался ближе коучинг. После этого он уже успел завершить курс Certified Agile Team Facilitator и успешно сдать экзамен на получение заветного Серебряного бейджа Scrum-мастера. Следующий шаг в развитии уже известен — это курс, сертификат и самое главное — знания по направлению Agile Coaching. Отгадайте, где он планирует его проходить? В ScrumTrek.

Подробнее о курсе