Кто, зачем и как внедрял OKR в 2020 году — международный опыт
Кратко о самом важном из ежегодного отчета 2020 OKR Annual Report компании There Be Giants.
Буквально на днях There Be Giants, консультанты из Великобритании, опубликовали годовой отчет о глобальных трендах внедрения OKR в 2020 году — 2020 Annual OKR Report. Если вы только задумываетесь о том, подходит ли вам этот фреймворк, отчет поможет вам ответить на ваши вопросы. А если вы уже внедряете OKR, сравните свой опыт с тем, что делают коллеги по всему миру,
Давайте разберемся, кто же она, компания, использующая Objective and Key Result Framework.
Кто использует OKR
До 2020 года OKR был популярен в трех отраслях. 60% компаний — из ИТ, 20% оказывали Профессиональные услуги, еще 20% — Производственные компании. В прошлом году список отраслей сильно изменился. 27% компаний пришли из новых отраслей. Образование и Здоровье — наиболее заметны, но Благотворительность, Строительство, Финансы, Туризм и Консультационные услуги вместе набрали еще 19%.
В 2020 году размер перестал иметь значение. Небольшие компании с менее чем 50 сотрудниками по-прежнему лидируют. Следом с незначительным отрывом в 1% идут компании от 100 до 250 человек. На 3 место в 2020 году впервые вышли крупные компании, у которых 2 и более тысячи сотрудников.
При этом 87% компаний работают на рынке уже больше 5 лет, а 62% — даже больше 10 лет.
ТОП-5 причин внедрять OKR
Главная причина внедрять OKR — усилить связь ежедневных действий команд и отдельных сотрудников со стратегией и видением компании. Фокус на росте и целеустремленность — на втором месте, они получили одинаковый рейтинг. Что интересно, эта парочка пользуется особенной популярностью у компаний, где работает 100 и более человек. Когда уровень сложности самой организации растет, риск расфокусироваться и потерять связность растет вместе с ним.
На третьем месте — желание сильнее вовлечь сотрудников. Это один из главных мотивов, если в компании работает 250 человек и более. И замыкает пятерку лидеров желание четко распределить ответственность между теми, кто работает над целями.
Как используют OKR
Самый популярный вопрос перед началом внедрения: привязывать ли OKR к организационной структуре компании?
23% компаний формируют OKR строго в соответствии с оргструктурой, еще 23% — исключительно кросс-функционально, а 45% компаний объединяют эти два подхода.
Второй не менее важный вопрос: насколько глубоко OKR должны проникать в компанию?
Ниже мы видим, что у 31% компаний каждый или почти каждый сотрудник либо владеет OKR либо напрямую влияет на них как член команды. На другом конце спектра — компании, у которых OKR есть у 40% сотрудников и менее, и их примерно столько же — 29%.
Важно отметить, что «владеть» OKR не означает «владеть индивидуально». 90% компаний отмечают, что они используют OKR на уровне команд, индивидуальные цели и ключевые результаты присутствуют только у 37% компаний. Те, кто использует индивидуальные OKR, в 55% случаев не привязывают их к оценке индивидуальной эффективности. Всего 10% компаний отметили, что пользуются результатами OKR, когда принимают решения о премиях.
Как внедряют OKR
42% начинают с пилотного проекта, который чаще всего длится три или шесть месяцев. Когда пилот завершается, компания готовится к внедрению еще 1 — 2 месяца. Это время нужно для того, чтобы обучить сотрудников, объявить о внедрении фреймворка и обсудить его. Всех обучить и всё обсудить занимает время.
Само внедрение происходит либо сразу на всю компанию (более популярный способ у компаний до 100 сотрудников), либо поэтапно (этот способ чаще выбирают более крупные компании).
Самая распространенная длина периода для целеполагания — 3 месяца (квартал). 79% компаний выбирают такую длину цикла для командных целей, 45% — для целей верхнего уровня. Еще 35% компаний для верхнеуровневых целей используют годовой цикл.
На то, чтобы сформировать основные компетенции в использовании фреймворка, уходит до 6 месяцев. После первого квартала многие компании обучаются выбирать измеримые ключевые результаты и регулярно мониторить прогресс по OKR. Еще три месяца уходит на то, чтобы научиться выбирать цели и метрики с фокусом на ценность и сонастраивать цели всех участников на стратегию и между собой.
Полная версия отчета на английском по ссылке вверху. А эту статью я хочу завершить самыми популярными ответами на вопрос:
Что бы вы сделали иначе, если бы внедряли OKR еще раз?
- Больше времени отвели на обучение сотрудников тому, как формулировать и использовать OKR.
- Сильнее вовлекли ТОП-менеджмент в процесс.
- Пригласили внешнюю команду сопровождать и поддерживать внедрение.
С первым и третьим пунктом в топе будем рады вам помочь.
PS Резюме предыдущего исследования — 2019 Annual OKR Report.
Узнали у ведущего практика внедрения современных подходов к управлению Beyond Taylor Андрея Токарева, в чем отличие Клиентократии от других синонимичных понятий, связанных с клиентом, какие ее принципы расширяют классический «тейлоровский» подход к управлению, а также вместе прошли 9 последовательных шагов внедрения этого подхода в бизнесе.
Что такое PI-планирование? Как с помощью этой практики выстроить эффективную и согласованную работу команд? И как подготовиться к сессии в офлайн или онлайн-формате? Обязательно ли внедрять SAFe®, чтобы использовать PI-планирование? В статье подробно отвечаю на все эти вопросы.
Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Это базовая статья для тех, кто слышал про OKR и хочет попробовать этот метод в своей команде, но пока не знает, с чего начать. Обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.