Курица или яйцо – OKR или KPI?
Про область применения, разницу и взаимосвязь между OKR и KPI. Какой из инструментов применять или оба сразу? Если применять оба инструмента, то как внедрять: одновременно или последовательно?
У некоторых людей при упоминании KPI (Key Performance Indicators) начинает дергаться глаз. Особенно часто от этого недуга страдают те, кто связан с продажами. Не выполнил KPI – не видать премии, а выполнил KPI – ну, так на следующий месяц его поставят повыше, так как нечего в зоне комфорта засиживаться. Но такой подход к этой метрике не совсем правильный. KPI можно использовать не только в карательных целях. И, конечно, в зоне комфорта всё время сидеть тоже не стоит, но для этого есть другой подход – OKR (Objectives and Key Results). Поговорим о них подробнее?
Главная разница между OKR и KPI – в области их применения. KPI – регулярные, операционные, повторяющиеся активности. Они не о росте, а о том, что нужно, чтобы бизнес продолжал функционировать. А вот если бизнес хочет расти, меняться и трансформироваться, то за это отвечает OKR.
Так давайте бахнем OKR везде и будем расти по всем показателям?
Не самый лучший план. OKR подобен лучу прожектора, который направлен на то, что принесет самую большую ценность организации. Однако, если вся комната будет освещена, то и понимания, на чем фокусироваться прямо сейчас, не будет. Фокус внимания, выраженный в OKR, помогает людям принимать решения на локальном уровне – персональном или командном, быстро адаптироваться и не тратить время на обращение к менеджменту за указаниями. Таким образом, внедрив слишком много OKR, можно потерять гибкость.
Ладно, так что вы там говорили про KPI?
KPI не менее важны, чем OKR. Если проседают жизненно необходимые бизнесу показатели, то хочешь ты того, или нет, о росте и внедрении инноваций уже думаешь меньше. Тут бы выжить вообще. Важно и то, чтобы люди, работающие над KPI имели не меньше статуса и влияния, чем люди, которые работают с OKR. Это в некотором роде вызов для всей организации – ведь проекты, направленные на активный рост, такие интересные и захватывающие! Ну, и, конечно же, KPI не должны использоваться для устрашения сотрудников и побуждения их выйти из зоны комфорта. Это – исключительно метрика, показывающая то, что бизнес здоров, работает как нужно и можно сосредоточить внимание на росте и инновациях.
Хорошо, давайте внедрим и KPI тоже. С завтрашнего дня, вместе с OKR. Тогда-то заживем, да?
Возможность внедрять KPI одновременно с OKR зависит от стадии развития бизнеса и его возможностей внедрять изменения. Например, если мы говорим о молодом, маленьком стартапе – любые изменения он впитывает как губка. Трансформация как образ жизни прямо-таки. А вот в организациях побольше может потребоваться больше времени на раскатывание изменений и адаптацию. В корпорациях имеет больше смысла внедрять одно за другим – KPI, и потом OKR. Внедряя KPI, нужно ответить себе на вопрос: «Что мы должны видеть, чтобы понимать, что с компанией всё в порядке?» Получив ответ, можно начать формировать KPI – ежедневные, еженедельные и ежемесячные.
Когда внедрили KPI, отбалансировали (около 6 недель) и привыкли к ним (примерно 3 месяца), то можем ставить и метрики роста – OKR. Только давайте не ставить OKR на внедрение или KPI, ладно? ?
А могут ли KPI стать OKR?
Как уже было отмечено, OKR отражают метрики роста, трансформаций и изменений. Часть изменений могут затрагивать уже существующие процессы. Так что, отвечая на вопрос – да, могут. В случае, если KPI просели, они могут стать OKR на короткий промежуток времени, для стабилизации ситуации. Помимо этого, метрики могут быть уточнены, чтобы избежать ситуацию просадки в будущем. Однако, когда всё пришло в норму – нужно вернуть эти OKR обратно в KPI, чтобы не перегружать зону фокуса. В принципе, когда любые OKR становятся частью операционки и метриками «здоровья бизнеса», лучше их перевести в KPI.
Аналогия, которая мне нравится больше всего, использовал Yuval Yeret в статье «Склейка операционки и развития в SAFe®: OKR, KPI, OVS, DVS». Предположим, что человек хочет серьезно сбросить вес. Во время диеты у него есть цель – достичь здорового веса. Во время диеты KR отслеживает ИМТ (индекс массы тела) и достижение этого показателя ниже 25. После достижения этой цели продолжаем отслеживать ИМТ, но уже как KPI.
Короче говоря, если видишь какую-то метрику и не понимаешь, куда её отнести – спроси себя, представляет ли она рост, трансформацию и инновации? Если да – это OKR. Если нет – это KPI.
Узнали у ведущего практика внедрения современных подходов к управлению Beyond Taylor Андрея Токарева, в чем отличие Клиентократии от других синонимичных понятий, связанных с клиентом, какие ее принципы расширяют классический «тейлоровский» подход к управлению, а также вместе прошли 9 последовательных шагов внедрения этого подхода в бизнесе.
Что такое PI-планирование? Как с помощью этой практики выстроить эффективную и согласованную работу команд? И как подготовиться к сессии в офлайн или онлайн-формате? Обязательно ли внедрять SAFe®, чтобы использовать PI-планирование? В статье подробно отвечаю на все эти вопросы.
Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Это базовая статья для тех, кто слышал про OKR и хочет попробовать этот метод в своей команде, но пока не знает, с чего начать. Обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.