Эволюция Scrum-мастера
Возможно, вы слышали, что Scrum-мастер — это «агент изменений» в организации? Но в Руководстве по Scrum нет такого слова… да и часто ли вы видели в жизни скрам-мастеров, стимулирующих изменения в компании? Василий Савунов делится своим взглядом на эту тему, раскладывая по полочкам развитие компетенций Scrum-мастера.
У нас в школе Scrum-мастеров есть занятие, посвящённое теме «Эволюция Scrum-мастера», и когда я готовил материал к нему, то перечитал множество статей. Но все варианты вращались либо около избитого Шу-Ха-Ри, либо пути Scrum-мастера «от клерка до эксперта».
Вспомнив собственный опыт с 2014 года, и мои наблюдения о том, как росли Scrum-мастера тех десятков Agile-команд, которые я запускал и вёл за последние 9 лет, мне кажется, я нашёл этапы, которые проходит Scrum-мастер, прежде чем стать профессионалом.
Оговорюсь сразу, что это моя личная точка зрения, и то, как я вижу происходящее. Вы можете с ней не согласиться, и я вполне это пойму. Заранее прошу прощения, если эта модель кого-то оскорбит или покажется неполной.
Содержание статьи
Подражатель
Это человек, который искренне хочет добра. Он ищет способы, как сделать разработку более человечной и ценной, и в этом поиске читает много статей, смотрит много видео на Youtube, составляет себе некое представление о том, что такое Scrum. Затем, как правило, он сам себя назначает Scrum-мастером и начинает, как может, как умеет, пытаться воспроизвести прочитанное, и увиденное в жизни, в своей команде.
Обычно получается не очень. Мало кто его понимает, а так как опыта у него нет, то любой нестандартный вопрос из серии «а почему именно так, а не иначе?» ставит его в тупик.
Евангелист
На этой стадии человек (если он не отчаялся) понимает, что нужно все-таки пойти поучиться и получить ответы на все каверзные вопросы, которыми его мучает команда. Он идёт на тренинг, может быть получает сертификацию Scrum-мастера, проясняет для себя все спорные моменты и ещё больше уверяется в правильности избранного курса «всем Scrum в сжатые сроки!».
По возвращении с обучения этот человек начинает проповедническую деятельность, бичуя пороки классического проектного подхода и клеймя еретиками тех, кто отвергает истинное учение Agile Manifesto и Scrum Guide. Он идёт против всех, в полной уверенности, что если людям в очередной раз разъяснить нюансы и ответить на вопросы, то они радостно воспоют «аллилуйя» и стройными рядами пойдут в итеративно-инкрементальный мир продуктовой разработки.
У руководства такой человек, как правило, вызывает недоумение, потому что, с одной стороны, то, что он говорит, содержит здравый смысл, а с другой стороны, все это, зачастую, идёт в разрез со всеми практиками, традициями и регламентами текущей реальности в компании. И совершенно непонятно, как совместить одно с другим.
Человек становится крайне неудобным для компании персонажем, но т.к. он успевает обратить в свою веру какое-то количество людей, то уволить его становится сложно.
Команда, которой достался этот Scrum-мастер, как правило, смиряется перед напором новоявленного пророка (особенно если он в роли тимлида) и принимает новые правила игры, но при этом совершенно не понимает внутреннего смысла и основ, на которых базируется Scrum.
Так рождается «механический Scrum», который «работает» только на уровне ритуалов и совершенно останавливается, когда новоявленный Scrum-пророк уходит в отпуск или заболевает.
Манипулятор
Со временем Евангелист устаёт проповедовать на всех углах и «метать бисер перед свиньями» (как он думает). Он начинает понимать, что помимо ритуалов, есть ещё работа с людьми, и что все люди разные, и к каждому нужен свой подход. А ещё он понял, что, как говорится, «со всеми все ОК», но это «ОК» — разное для каждого человека.
На этой стадии Scrum-мастер начинает работать персонально со «сложными участниками» и с теми, кто «сопротивляется изменениям». Мытьём или катанием, манипуляцией или убеждением, он перетаскивает на свою сторону самых авторитетных членов команды, и благодаря этому ему удаётся направить всю группу в нужном направлении.
Беда заключается в том, что работать с группой как с единым целым, он ещё не умеет, поэтому Scrum-встречи превращаются либо в бенефис авторитетных участников, которые диктуют свою волю остальным, либо в ожесточённый holy war между несколькими авторитетными членами команды, за которым беспомощно наблюдает Scrum-мастер.
Развиватор
Обретя определённый опыт, Scrum-мастер начинает видеть определённые паттерны (шаблоны) в поведении участников команды. Более того, он начинает осознавать, что порой более эффективно закинуть в команду какой-нибудь вопрос на обсуждение, и команда способна сама его осмыслить и превратить в пользу для себя. По началу этот эффект очень удивляет, но потом приходит осознание, что слова «групповая динамика» и «коллективный разум» имеют довольно большой смысл, и хорошо бы научиться этим управлять.
Как правило, на этой стадии, Scrum-мастер идёт учиться фасилитации и коучингу, и наконец обретает навыки работы с группой как с целым.
Он начинает больше доверять команде, и не пытаться «выправить» или «направить» её при каждом удобном случае. Появляется понимание, что группа, как и отдельный человек, обладает способностью к развитию и обучению. Надо лишь правильно организовать работу с ней.
На этой стадии ретроспективы обретают новый смысл, и становятся ценными для команды. В команде появляется самосознание ценности друг друга и себя, как команды.
С этого момента Scrum-мастер становится не поводырём, а помощником, и обретает Дао Scrum-мастера.
Агент изменений
Со временем работа с одной командой становится привычным и понятным занятием, и Scrum-мастер берет себе ещё несколько команд, которые так же успешно запускает и выводит на эффективный режим работы.
И здесь в полной мере проявляется максима Сократа «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю». Наигравшись с процессами в командах, Scrum-мастер вдруг начинает видеть то, что происходит в целом в организации, и весь процесс поставки ценности, который гораздо больше и сложнее, чем процесс работы в его командах.
На этой стадии Scrum-мастер начинает задаваться проблемами выше уровня команд — на уровне глобального целеполагания, бизнес-эффекта, целей компании и т.д.
В сферу интересов Scrum-мастера проникает изучение подходов к масштабированию, продуктовый подход, юнит-экономика и т.д. Он начинает держать в голове не только «как мне работать с командой», но и «для чего вообще команды нужны компании?»
И Scrum-мастер становится уже «Агентом изменений» в компании. Он знакомится с подразделениями, которые по потоку поставки ценности находятся перед его командами (аналитика, бизнес и т.д.) и после них (поддержка, релиз-менеджмент и т.д.) и начинает привносить и туда элементы Agile-подходов, доносит до них, как можно работать более гибко и продуктивно.
Я знаю несколько примеров, когда в больших организациях Scrum-мастера, доросшие до этого уровня зрелости, возглавляют Agile-трансформацию всей компании. Просто потому, что им не все равно и они умеют находить общий язык со всеми уровнями управления.
Джедай
Подойти к этому уровню зрелости сложно. Возможно, его достижение займёт всю жизнь.
Этот уровень представляет нам человека, который поработал во многих компаниях и понимает, что Agile — это путь, и у каждой компании, как и у каждого человека, этот путь свой.
Возможно, на этом уровне зрелости, человек придумал собственный способ осознания и объяснения Agile-подходов. Может быть, даже придумал свой собственный подход к масштабированию или свой подход к реализации Agile-ценностей.
Его вопросы, зачастую, ценнее, чем его ответы, т.к. позволяют осознать скрытое самостоятельно и обрести собственный опыт.
На этом уровне человек может с лёгкостью объяснить смысл и суть любой детали и тут же обрисовать более широкую картину, связывая её с целями компании и с будущим её развитием.
Этот человек полон уважения и принятия ко всем подходам и способам осмысления Agile. Он постоянно учится, ищет новое и дополняет собственную картину мира на основе обратной связи, собственного опыта и опыта других.
Вот так я вижу развитие компетенции Scrum-мастера во времени.
Вы проходили через другие стадии на своем пути скрам-мастера? Пишите об этом в комментариях!
А задать вопросы автору вы можете в Телеграм-канале «Данные в дейSTвии»
Сергей Рогачев о практической важности цели для Agile-команд.
Зачем команде описывать конечную цель и что включает работников умственного труда в процесс поиска оптимальной тактики ее достижения?
Каковы преимущества частых релизов небольшого размера с точки зрения заказчика и исполнителя? Какие практики нужно применять для этого? Какова цена перехода на новую инфраструктуру и новые процессы, помогающие выходить в продакшен несколько раз в день?