Как я стал Agile-коучем и Kanban-тренером (AKT)
Личный опыт человека, который прошел путь от менеджера по продажам мобильных телефонов Nokia до партнёра СкрамТрек. Егор Ткачев рассказывает, как начать работать тренером, какие навыки надо развивать прежде всего, почему важно работать с ментором и где его найти. И, естественно, отвечает на вопрос: Agile — это Скрам или Канбан?
Содержание статьи
Как я выбрал быть тренером
Однажды, много лет назад, только отслужив в армии, я пришел устраиваться на работу в Связной. На онбординге меня буквально поразил Сергей Калиничев — он так филигранно обращался с группой. Это же так круто, думал я, выступать перед людьми, что-то им рассказывать и помогать ловить инсайты! Вот так, практически сразу и определился мой путь на годы вперед, я понял, что хочу быть тренером.
Там же в Связном я впервые попал на тренинг международной компании. Это был 2003 год и тренинг по продажам Nokia, на сотрудников которой мы смотрели, как на богов. Методики работы с группой, подача материала — всё было в новинку. Я впервые столкнулся с системным подходом к обучению сотрудников. Этот опыт пригодился мне через несколько лет. В 2009 году я запускал работу первого на моем тренерском пути учебного центра, в одной из дочек МТС мы выстраивали обучение продавцов, а затем тренеров по продажам, разрабатывали модели компетенций и программы для их развития. Затем был учебный центр Dyson и задачи по прокачке навыков продаж и soft skills экспертов (в2с) и торговых представителей (в2в). А уже торговые представители «привели» меня в Procter&Gamble на проект по открытию учебных центров в дивизионах. Мы решали задачу по раскатке учебных программ и модулей на федеральную сеть, чтобы каждая бизнес-единица могла самостоятельно, локально обучать своих сотрудников.
Из ключевых тренингов и тренеров этого этапа моей жизни помимо Сереги Калиничева, который стал не только моим коллегой, но и другом (он кстати ведет тренинги, которые я от души рекомендую), мне запомнился тренинг по переговорам международной тренинговой компании Scotwork. По большому счету, очень простой, основанный на разборе видео и работе с метафорами тренинг заложил основы и дал пример образцовой обучающей программы ключевого из soft skills — переговоров.
→ Scotwork®: Advancing Negotiation Skills
В течении этого времени я видел странное в поведении людей, то, что меня удивляло. С одной стороны, я им рассказывал, как делать то или другое, мы с ними учились переговорам, продажам. С другой, мало кто на самом деле хотел учиться, а часть вообще воспринимала обучение как повинность, на которую их обрекли руководители. Думаю, вы можете вспомнить себя в такой роли на каком-нибудь тренинге. Анализируя поведение людей, я понял, что далеко не всем это было надо, некоторым было важнее оставаться «красавчиком» или быть в позиции «ну, чему ты МЕНЯ можешь научить?!»
И примерно в то же время я для себя понял, что менять компании и людей только лишь через обучение можно, но не супер эффективно. Во мне проснулся червячок, который зудел вопросами «А этим ли я хочу зарабатывать до конца жизни?» и «На самом ли деле это делает меня счастливым?». А раз есть вопрос, то рано или поздно будет ответ, и мой ответ был НЕТ!!! Именно так, не «нет» и даже не «Нет», а именно НЕТ!!! До сих пор помню, какие противоречивые эмоции я испытывал и какие мысли роились в голове. При всем этом, надо было что-то менять в жизни. Так я перешел в консалтинг.
Мой переход из консалтинга в аджайл
Работа с центром оценки в Microsoft — проект, захватывающий по содержанию и спорный по отношению одновременно. Работы было много, она была интересная и драйвила на 100%: разработать параметры оценки, выявить западающие компетенции и на базе них выстроить грамотные ИПР-ы (индивидуальные планы развития). И, главное, заказчикам было не все равно, они хотели изменений. Но, увы, только заказчики… «Я тут 5 лет сижу и еще столько же буду, зачем мне это всё», — с такими унылыми лицами нередко встречали нас и наше обучение. Но, к сожалению, это неизбежная реальность агентов изменений, как внутренних, так и внешних, — каждый из нас рано или поздно сталкивается с сопротивлением. И воспитывает в себе навык его преодолевать.
В 2016 году я в какой-то момент задумался о расширении текущей деятельности и на одном из проектов узнал новое слово Agile. Стало интересно, я начал искать курсы и тренинги. На тот момент было уже немало предложений и выбрать было из чего. Были 2-3 дневные курсы, но также были и курсы длительностью несколько месяцев. Я решил для себя, что длинный курс поможет лучше разобраться в предмете, к тому же подкупило то, что он сопровождался продолжительной практикой. Так я попал на авторский 2,5-месячный курс практического agile-коучинга. Сделаю акцент на слове «авторский» и остерегусь рекомендовать. Но, главное, так я познакомился с предметом и попал на практику. И сразу, в компанию, которая дизраптила рынок, — Skyeng. Я увидел, что можно работать иначе, не переставая, задавал себе вопрос: «а что, так можно было?!»
После практики сразу в бой — Азбука вкуса и первый в моей практике кейс построения Канбан-системы в омни-ритейле: настройка потока доставки ценности, внедрение agile-практик. Примерно в это время я познакомился с не-братьями Дмитриевыми из Unusual Concepts, с которыми мы много обсуждали эту работу, как мы вместе с Азбукой эволюционным путем пришли к тому, что подробно разбирают на курсе KSD.
→ ScrumTrek: Kanban System Design
Канбан дает системное видение процессов. А оно, в свою очередь, помогает обойти ловушки локальной оптимизации. С попытками локальной оптимизации, как одному из типичных запросов, сталкивается agile-коуч при внедрение Agile после водопадного подхода. Я столкнулся с этим в Манго Страховании. Менеджмент не устраивала скорость, с которой при классическом проектном подходе доставлялась ценность, хотели быстрее. К тому же компания была нарезана по компонентам, по типовым отделам (разработка, аналитика, маркетинг и т.п.). Для решения этой задачи сначала мы определили продукты и сформировали несколько команд, направленных на привлечение клиентов в эти продукты, собрали end2end кросс-функциональные команды. Это дало ускорение и фокусировку, но оказалось недостаточным. Поэтому второй подход сократил количество команд, которые были также end2end кросс-функциональными, и дал еще больше фокуса на конкретном продукте. За счет этого удалось повысить скорость, сократив time2market практически в 3 раза.
Иногда приходится подключаться к отдельным частям системы. Например, в Альфа-банке мы начали работу с клиентского пути (он же трайб, что-то наподобие полноценного мини-бизнеса компании). Ключевые проблемы — скорость создания ценности и структура клиентского пути. Для решения этих задач мы выбрали на уровне команд запустить процесс итеративно-инкрементальной разработки (Scrum), а на уровнях выше — канбан-процесс. Это позволило повысить прозрачность и управляемость всей системы.
Найти ментора — проводника на пути
Я все время старался повышать свою квалификацию, ходил на курсы, митапы, общался с тренерами. И однажды познакомился с Марком Качановым, одним из первых PST в России. Я часто обращался к нему с вопросами, мы разбирали кейсы, искали решения и инсайты. С его подачи я прошел официальные тренинги PSM и PSPO, чтобы систематизировать базу и повысить уровень сервиса, который я оказывал клиентам.
У меня и раньше была привычка обращаться к более опытным коллегам (Калиничев в Связном, Дмитриевы в период работы с Манго и Альфой), но сейчас я на практике почувствовал, что такое настоящая работа с ментором. У Марка был просто фантастический взгляд на компанию-клиента, он помогал мне взглянуть под другим углом, отмечал политические и системные аспекты ситуаций. В целом, он добавил мне и моим клиентам свой опыт, положительный и, что не менее важно, отрицательный, опыт ошибок и их рефлексии. Позже, когда уже я сам стал ментором, я понял, зачем он это делал, зачем делился со мной экспертизой, тратил на меня время и внимание. Сообщество Agile-практиков небольшое, толковых людей мало. А с помощью менторства каждый из нас помогает развивать культуру организационной гибкости и коучинга компаний, воспитывает не конкурента себе, а коллегу, партнера, на которого можно опереться. Марк до сих пор иногда звонит мне с предложением подключиться к тому или иному его клиенту. А я подтягиваю своих менти. Общение, совместный разбор кейсов, рекомендации курсов и митапов — и вот уже вчерашний скрам-мастер, аккуратно пробующий работу с одной командой, дорастает до коуча трайба крупнейшего банка.
Преподавание: учу и учусь сам
Однажды мой бывший педагог позвонил с предложением заменить его на курсе Нетологии. Огромный поток студентов, лекционный формат — совершенно новый опыт. Блок Agile мы читали в паре с Андреем Павленко (познакомились с ним в Альфе), он рассказывал про Scrum, я про Канбан. Частенько подменяли друг друга. Он меня пытался завлечь скрамом, я его канбанизировал. И мы оба пытались увлечь гибкими подходами студентов, которых за 3 года прошло немало. И, несмотря на ограничения лекционного формата, некоторые из них стали успешными скрам-мастерами (чему я весьма рад!), мы поддерживаем связь до сих пор.
Мы привыкли к тому, что знакомство с Agile происходит в компаниях (особенно в ИТ-компаниях), но в мире подобные практики распространены в самых разных областях. Agility начинает прорастать потихоньку и в России — в 2021-2022 годах я вел проектную школу в лицее ВШЭ. Очный формат, дети с 6 по 9 класс изучают продуктовый подход, готовят проекты, а самый успешный питч получает бюджет на реализацию MVP! В этом потоке были разные проекты, в том числе с актуальной зеленой повесткой по утилизации мусора, но победил… вендинг сладостей для школьников)))
Сейчас я больше канбанист (AKT), при этом не «религиозный», то есть не являюсь ярым сторонником какого-то фреймворка или метода, а исхожу из потребностей клиента и под него подбираю инструментарий. Как и любого канбаниста, меня расстраивает, что Канбан-метод в РФ — да и в мире — не очень, на мой взгляд, оценен. Многие, например, не знают, что Канбан можно применять на уровне себя любимого, команд, контуров, компаний и даже холдингов. Понятно, что на всех этих уровнях он будет разный. От прото-Канбана из доски на три столбца до появления свимлейнов (плавательных дорожек) и индивидуальных потоков создания и поставки ценности. Как практикующий Agile-коуч, я считаю, что навык построения Канбан-систем — один из основных кирпичиков в фундаменте компетенций агента организационных изменений. Работает ли он на уровне одной команды, или на уровне всей компании, — применение метода в каждый момент времени позволяет найти инсайты для развития.
И это мы подробно обсуждаем на моем потоке в Университете Agile-коучей. Приходите!
→ ScrumTrek: Университет Agile-коучей
Хотите разрушить доверие и мотивацию — не советуйтесь с командой и не сообщайте ей о своих решениях, планируете всё и всегда делать своими руками — контролируйте каждый шаг ваших сотрудников. Хотите еще вредных советов? В этой статье собраны главные ночные кошмары тимлида = антипаттерны, которые убивают мотивацию и создают хаос в команде, а еще я расскажу, как это починить с помощью разных техник и инструментов.
Универсальный солдат, швейцарский нож, человек-оркестр, знакомьтесь, это ваш тимлид! И если в каких-то случаях совмещать несколько ролей — абсолютно нормально, в других — дополнительная нагрузка не имеет ничего общего с ролью тимлида. В статье обсудим разные кейсы и сложности, которые могут возникнуть у любителя разных амплуа.
В этой статье поговорим о роли тимлида. Кто такой тимлид, за что он отвечает в команде и какие инструменты использует в работе, а также какие качества и навыки нужно развивать, если вы хотите стать успешным тимлидом.