«90% всего, что я использую в работе — результат переосмысления опыта и знаний, полученных в Университете»

   

Вдохновившись успешной трансформацией Ак Барс Банка, поменять профессию, уверенно освоить роль Agile-коуча и решительно вести вперед компанию, которая только сделала свои первые шаги навстречу гибким практикам. Выпускница Университета Agile-коучей Аида Айметова с легкостью решает и не такие задачи. О новом опыте, работе с разными командами и роли Agile в будущем она рассказывает в этой истории.

Из QA-инженера в Scrum-мастера

До начала своего пути в Agile героиня нашей истории Аида Айметова работала в ИТ. В течение четырех лет она была QA-инженером в Ак Барс Банке, но в какой-то момент поняла, что ей нужны перемены и она готова попробовать себя в другой роли. В этот же период банк запустил внутреннюю программу обучения для Scrum-мастеров.

? «Это был 2020-й год, во многих компаниях еще только появлялись предвестники Agile-культуры. А в Ак Барс Банке, где я на тот момент работала, при поддержке Agile-коучей ScrumTrek уже происходили вдохновляющие изменения. Это была очень красивая и полноценная трансформация, и я решила пройти корпоративное обучение и попробовать себя в роли Scrum-мастера. Обучение оказалось невероятно интересным, и в течение следующего года я совмещала роли QA-инженера и Scrum-мастера, а затем полностью перешла в новую роль».

Работая Scrum-мастером, Аида понимала, что обучение в компании — это только первый шаг. Ей хотелось стать увереннее в своих силах и навыках, поэтому узнав о новом потоке Университета Agile-коучей, она сразу подумала: «Вау, это как раз то, что мне нужно!» В тот момент уже стартовало обучение второго потока, и Аида сразу подала заявку в третий.

Про поддержку, командную работу и, конечно, практику

Третий поток Университета оказался очень разношерстным: часть студентов уже была хорошо знакома с гибкими практиками, другой половине предстояло многое освоить в процессе обучения. Вопреки ожиданиям, это стало преимуществом. По словам Аиды, у всех студентов был разнообразный карьерный опыт, что помогло им в итоге стать эффективной и слаженной командой. 

Учебная нагрузка показалась нашей героине очень сбалансированной, а главным плюсом она называет возможность вернуться к учебным материалам — как артефакт обучения доски в Miro остаются у студентов навсегда. К ним можно обратиться в любое время, освежить в голове пройденные модули или копнуть глубже, рискуя утонуть в бездонном списке дополнительной литературы (материалов хватит не на один год!). 

Аида отмечает, что преподаватели курса постоянно делились практическими инструментами, которые можно было сразу попробовать в командах. Например, в модуле по конфликтологии они изучали модель Томаса-Килмана, позволяющую выявить паттерны поведения при конфликтах. Применив эту модель в своей команде, Аида предположила, что один из сотрудников может быть на грани выгорания. Руководитель подтвердил её гипотезу: обещанные условия при найме не совпадали с реальностью. Результаты, полученные на основе анализа модели, стали поводом к разговору 1:1 со специалистом и пересмотру приоритетов по бэклогу.

? «У каждого преподавателя был свой стиль и каждый старался дать максимум, ни один кейс или вопрос не остался не разобранным. Кстати, до сих пор состою в чате нашей группы, и когда возникают какие-то сложности, и я понимаю, что у меня нет подходящего решения, то пишу туда, и преподаватели всегда отвечают! Работает безотказно :) Помню, у меня не было иллюзий, что после выпуска я мгновенно стану Agile-коучем, но Университет действительно дал четкое понимание процессов, почему всё работает именно так, а не иначе. Я стала намного скилловее, серьезно выросла во многих профессиональных вопросах, плюс стала чувствовать себя увереннее, участвуя в обсуждениях не только в командах, но и на уровне руководства».

К моменту окончания курса Аида приняла решение поменять место работы. Полученные знания сразу оказались очень полезными: в качестве консультанта она внедряла Scrum и одновременно активно взаимодействовала с руководством, объясняя ценность подходов и инструментов, а после случился идеальный мэтч с компанией, где наша героиня получила позицию Agile-коуча.

«Нужно сделать что-то с командами, а возможно, и LeSS внедрить»

Новая компания, где начала работать Аида, выросла из стартапа. В какой-то момент  они столкнулись с проблемами в процессах: эффективность команд падала, задерживались релизы, но что именно нужно исправить и какие задачи должен решать человек, который придет на эту роль, они не представляли. Другими словами, задача звучала так: «Нужно сделать что-то с командами, а возможно, и LeSS внедрить». В тот момент наша героиня поняла: ее запрос к вселенной успешно обработан!

До Университета Аида уже применяла в работе фреймворк SAFe®, в процессе обучения она узнала о множестве других вариантов, так у нее появилось сильное желание и намерение — применить LeSS на практике. И в текущем месте работы Аида в качестве Agile-коуча занимается внедрением LeSS-структуры.

? «Раньше я думала, что внедрение LeSS — это просто небольшой модуль в программе, но всё гораздо сложнее. Все знания взаимосвязаны: Kanban, конфликтология, коучинговый подход, фасилитация, тренерство. 90% всего, что я приношу командам  — это результат переосмысления моего опыта и знаний полученных в Университете Agile-коучей».

Еще один запрос во вселенную — теперь о будущем Agile

? «Мне очень нравится работать в трансформациях, думаю, когда ты этим занимаешься, происходит и личная трансформация в том числе. Я вижу, что рынок Agile постоянно меняется, эволюционирует, и хочется надеяться, что глобально мы уже на пути к созданию правильной культуры и процессов, где гибкие практики применяются осмысленно, а не механически, ценность всех, кто работает с изменениями, признана и неоспорима, а люди действительно важнее процессов».

Подробнее о курсе