Университет расправил мне крылья и научил языку продуктового подхода

 

Всё новое и масштабное часто нас пугает, но сделать шаг вперед не страшно, если рядом плечо надежного и мудрого наставника. Он не учит, а заражает жаждой новых знаний, не говорит как надо, а бережно направляет и, конечно, не устает вдохновлять и мотивировать двигаться вперед. Именно таких наставников в Университете Agile-коучей встретила Олеся Кравченко, ее история о том, как случайное знакомство с Agile стало началом нового карьерного пути и как важно встретить на нем опытных единомышленников.

Как Agile помогает найти команду мечты

Впервые Олеся познакомилась с Agile-практиками в 2017 году, в тот момент она работала на позиции менеджера по обучению персонала в крупной обувной компании с представительствами в нескольких странах. В организации применяли классический вотерфольный подход, но всё изменилось в один момент — менеджмент принял решение сфокусироваться на развитии онлайн-направления.

? «Мы разработали стратегию, но было непонятно, как ее реализовать. И тогда генеральный директор украинского филиала рассказал о фреймворке Scrum, применяя который мы могли правильно организовать работу, выстроить команды и бизнес-процессы таким образом, чтобы быстрее двигаться к достижению наших целей. Я прошла корпоративное обучение для Scrum-мастеров, меня очень вдохновила философия Agile, и внутри компании я начала проводить базовые тренинги по Скраму, вела несколько команд, но понимала, что Agile — это огромный океан знаний, практик, инструментов, и я еще в самом начале пути».

В компании постепенно стали внедрять различные практики, но генеральный директор филиала в Казахстане, где работала Олеся, с недоверием отнесся к идее трансформации и поддерживал возвращение к прежним методам работы. Нашей героине наоборот хотелось двигаться вперед, развивать новые компетенции и стать частью команды, где они будут востребованы.

После ухода из обувной компании Олеся работала с разными командами, делилась своими знаниями и пробовала внедрять гибкие подходы. Однако новые идеи приживались с трудом, командам было тяжело взаимодействовать по-новому, работать короткими итерациями. Но наконец звезды сошлись — Олеся получила позицию бизнес-тренера в компании Tele2.

Трансформация компании и карьерного пути

Под влиянием пандемии в компании стартовал активный процесс трансформации: пришло осознание, как важно адаптировать команды к происходящим изменениям, использовать новые способы взаимодействия и управления.

? «Наконец я попала в ту атмосферу, о которой давно мечтала! Придя в Tele2, я сразу вошла в одну из групп трансформации — своеобразную песочницу, где мы работали по Скрам, у нас были роли, события. И это был очень интересный для меня опыт: я видела, что изменения происходили не со стороны HR, а от людей, работающих в компании. После этого, продолжая выполнять функции бизнес-тренера, я взяла на себя роль Scrum-мастера команды People Office».

Получив первые результаты трансформации, в компании начали проводить Quarterly Business Review (QBR, Ежеквартальный обзор бизнеса), а Олеся стала частью команды, задачей которой было настроить QBR-процессы, ежеквартально отслеживать результаты и изменения, а также формировать новые амбициозные цели, используя OKR-метод. Спустя некоторое время ей предложили перейти на позицию Agile-коуча в команду QBR Central Team, отвечающую за вопросы развития стратегии в компании.

? «И тогда я поняла, что мне не хватает знаний и опыта в Agile-коучинге, мне требовалось больше информации о самой роли, зонах ответственности и компетенциях. Кроме того, нужно было глубже погрузиться в вопросы оргдизайна, разобраться с фреймворками масштабирования и в целом научиться разговаривать с командами на языке продуктового подхода. А еще я очень хотела почувствовать крылья за спиной, получить тот самый укол вдохновения и воодушевления, который нужен каждому, когда мы беремся за новые, трудные задачи. И во всём этом мне очень помог Университет Agile-коучей».

Научиться смотреть на всё глазами Agile-коуча и бороться с сопротивлениями

По словам Олеси, модули курса были выстроены очень последовательно, они постепенно дополняли и раскрывали друга, поэтому в конце обучения было ощущение сложившегося пазла. Для себя наша героиня особенно отметила блоки конфликтологии, менторства и Agile-коучинга, кроме того, по-новому открылись темы Канбан-метода и фасилитации. Тренеры Василий Савунов и Сергей Липчанский помогли их переосмыслить, взглянуть на них именно глазами Agile-коуча.

? «Для меня в целом процесс обучения открылся с новой стороны. Преподаватели были очень требовательными, но и очень высокой была мотивация всего потока! Про себя никогда бы не подумала, что буду сидеть до 3 часов ночи с заданием по продуктовке, только бы не потерять балл :) ».

Олеся говорит, что если Agile — океан, то составляющие его темы — настоящий бермудский треугольник, где без опытного наставника можно легко потеряться. Информации на курсе было очень много, а на развитие только одной компетенции уходит 3-6 месяцев, поэтому поддержка преподавателей очень важна! Тренеры  Университета на связи со студентами даже после завершения обучения, а материалы курса остаются навсегда.

? «Все преподаватели — практикующие тренеры, которых хорошо знают в Agile-сообществе. Ребята из моих команд доверяют их мнению и опыту, а инструменты и кейсы, которыми они делятся, очень помогают бороться с сопротивлениями. Например, после завершения модуля про фреймворки масштабирования мы долго обсуждали внутри, зачем и какие нам нужны изменения в оргструктуре, я приводила много аргументов, почему оргдизайн должен выстраиваться вокруг продукта и что нам нужно изменить. В конечном итоге мне удалось убедить команды, теперь новая структура помогает лучше решать задачи бизнеса».

Олеся уже чувствует себя уверенно в области оргдизайна и продуктового подхода, но не собирается останавливаться на достигнутом, ведь выпуск из Университета — это начало еще одного пути. В будущем наша героиня планирует продолжать развиваться в своей новой роли, прокачать навыки Agile-коучинга и в деталях разобраться с конфликтологией.

Подробнее о курсе