В Agile все приходят разными путями, иногда полагаясь только на собственные ощущения и взгляды. Так произошло и в истории нашей героини Веры: в компании, где она работала, придерживались классических принципов управления, но ее внутренняя энергия и убеждения дали мощный старт профессиональным изменениям, а обучение в Университете позволило глубже нырнуть в профильные темы и сформировать полную картину. Сегодня Вера успешно работает с командами, помогает им выстраивать процессы и становиться продуктивнее.
До «обращения» в Agile Вера работала на позиции менеджера по закупкам в различных российских и зарубежных компаниях. Постепенно область ее интересов и профессионального развития стала смещаться в сферу управления проектами и проджект-менеджмент, а знакомство с Agile, по словам самой Веры, оказалось по-настоящему неожиданным.
«К Agile я пришла через идеи самоуправления в бизнесе. На тот момент я работала в компании «Комус» и после нового обучения буквально заразила этой философией всех вокруг. Команда очень вдохновилась идеей внедрения самоуправления в логистическом центре, а я стала лидером этого проекта».
И как раз в тот момент, когда стартовал проект внутренней трансформации в команде, Вера поняла, что ей не хватает навыков. Она стала активно изучать различные смежные темы и термины: менторинг, фасилитация, командный коучинг и, конечно, волшебное слово Scrum. Хлынувший поток информации, идеальный мэтч новых знаний и собственных внутренних ценностей очень драйвили, но вместе с тем пришло понимание, что нужно двигаться дальше и искать новую команду. Компания, где работала Вера, исповедовала классический вотерфолл и не планировала трансформировать процессы и корпоративную культуру.
«Я стала искать, где обучиться Scrum, так я впервые познакомилась со ScrumTrek. Первым был курс по освоению роли OKR-мастера. Мне было очень интересно, как работать с целями по-новому, как их ставить и достигать результата. А потом я увидела анонс Университета Agile-коучей и подала заявку в новый поток».
Группа Веры получилась очень разношерстной: это были студенты из абсолютно непересекающихся отраслей (ИТ, медицина, ритейл, нефтегазовая отрасль), разным был и уровень знаний, однако, глубоким пониманием гибкой разработки и продуктового подхода не обладал никто — именно за этим все пришли в Университет.
Образовательный процесс был очень интенсивным (2 раза в неделю по 4 часа), было важно постоянно находится в тонусе, чтобы не пропустить главное — новой информации оказалось очень много. При этом само обучение представляло собой идеальный микс из теории и практики, новые навыки и инструменты сразу отрабатывались в группах, таким образом максимально вовлекая всех участников в единый процесс.
«Самыми полезными блоками для меня оказались фасилитация от Сергея Липчанского, коучинг (Анатолий Коротков), конфликтология (Анастасия Бутова-Никишина). Ну и конечно, продуктовый подход от Дмитрия Кустова, он нас абсолютно потряс! Сначала мы буквально лопались от перенапряжения, а сейчас я чувствую, какие колоссальные знания тогда получила, и теперь меня не испугать никакими метриками, в этой истории я себя чувствую как рыба в воде».
Среди потенциальных точек роста для будущего профессионального развития Вера выделила гибкую разработку, взаимодействие с продуктовыми командами и более глубокую прокачку Scrum-скиллов.
«Перед стартом обучения в Университете я понимала, что у меня уже есть хорошая база, знания, но очень хотелось копнуть глубже и собрать всё в единую картину. Как показало время, это было правильное решение — Университет перевернул мою жизнь, начиная от полученных знаний и навыков до нетворкинга. Именно нетворкинг — это одна из самых больших ценностей, которые я получила во время обучения, с ребятами мы продолжаем общаться до сих пор».
После обучения на ежегодной конференции Enterprise Agile Russia, которую организует компания ScrumTrek, Вера познакомилась с одним из Agile-коучей Альфа-Банка. Эту встречу в двух словах можно описать так: если ты не ищешь работу, работа найдет тебя сама. Оказалось, что в банке открыта вакансия и Вера приняла решение пройти собеседование.
«Искренне рада, что в моей жизни был этап работы в банке. Благодаря этому я научилась лучше понимать себя и делать выбор в пользу того, что важно и ценно для меня. Работая в банке, я поняла, что мои собственные взгляды полностью идут вразрез со сложившейся банковской культурой. И каким бы инновационным и продвинутым он ни был, наши пути будут идти параллельно. Поэтому я приняла решение искать новую команду».
И такая команда мечты очень быстро и органично появилась в жизни Веры — сейчас она работает в компании ВкусВилл и помогает командам проходить через организационные и структурные изменения, настраивать метрики, находить смыслы и быть продуктивными.
По словам нашей героини, самое больное место любой команды — это встречи. Обычно их много, они длинные и, к сожалению, не всегда результативные. Поэтому одной из первых задач в новой компании стало сокращение количества и длительности встреч. Люди должны научиться договариваться без дополнительных звонков, обсуждений и споров. Еще один важный момент — помогать командам оставаться сфокусированными на целях в течение всей встречи, хорошей практикой здесь стало ведение онлайн-протокола, когда вопросы к встрече организаторам задаются заранее.
«Любой конфликт происходит по двум причинам. Первая — кто-то нарушает чьи-то границы, вторая — люди не понимают, что происходит. И на этом уровне, помимо встреч, у меня возникает уже более глубокая и фундаментальная задача, а именно — сформировать общее прозрачное пространство и налаженный процесс обмена информацией».
Сейчас Вера тесно работает с командами ВкусВилл, помогает им перестраивать сложившееся видение работы и внедряет новые метрики, а в ближайших планах — прокачать навыки системного мышления.
«Я поняла, что иметь способность нелинейно посмотреть на ситуацию, всю систему в целом и при необходимости изменить привычный взгляд — это крайне важно, особенно, когда ты работаешь с командами. Свое профессиональное будущее вижу в качестве коуча, планирую работать с командами любого уровня и помогать им развиваться».