OKademy как основа в цепочке взаимодействия между Scrum-мастером, человеком, командой и компанией

Бейджи Алексея в MyBadges

Герой нашей новой истории Алексей Копылов-Ноак ещё с университетской скамьи шёл в противовес жёстким рамкам и старался выстраивать гибкие процессы. Это внутреннее стремление к поиску лучшего на пути: будь то саморефлексия, рабочие задачи или командное взаимодействие, привело его в OKademy и сформировало собственное видение роли Scrum-мастера.

Знакомство со ScrumTrek

Алексей работал руководителем проектов в цепочке поставок и занимался логистикой планирования и регулирования в Brown-Forman. Время от времени наш герой находил в рабочих процессах уязвимости и недочеты, пытался привести их к чему-то предсказуемому, управляемому и гибкому.

? «Когда я устроился в Браун-Форман, то столкнулся с международными поставками крепкого алкоголя. В этом направлении регулярно происходят изменения в законодательстве и любые, даже маломальские, подвижки корректируют всё: будь то план поставок, реализация проекта или запуск нового продукта. Если неделями строить жёсткий и детальный план, он может за час уйти в мусорный бачок, – это явно не то, что нужно компании и мне. В тот момент я и начал искать иные формы работы».

Идея смены подхода к рабочим процессам зрела у Алексея давно. А обойти Agile, не зацепиться за него ухом, напрямую занимаясь проектной работой, было буквально невозможно.

? «У меня сразу создалось впечатление, что Agile легко понять неправильно. Чем быстрее ты пытаешься составить общее представление, тем меньше понимаешь, зачем это, про что это и почему это».

В период растущего интереса к гибким методологиям Алексей задумывался и о перспективе своего развития. 

? «Я решил пройти консультацию у профориентатора и параллельно изучить вопрос дополнительного обучения: откуда выходят специалисты и каким тренерам можно доверять. Это было мое первое знакомство со ScrumTrek».

Понять, куда двигаться дальше

Алексей много времени тратит на саморефлексию и осознанное отношение к своему будущему, поэтому к профориентатору наш герой пришел с конкретными идеями и самоощущением, куда он хочет двигаться дальше.

? «Мне помогли оценить мои сильные и слабые стороны. Родилась гипотеза, что себя раскрыть я могу в роли руководителя проектов, менеджера продукта, бизнес-консультанта и Scrum-мастера. Дальше шло исследование рынка таких вакансий, погружение в детали и процессы профессий, которые можно почерпнуть из открытых источников или социальных связей. Я постепенно просеивал информацию  и остановился  на роли Scrum-мастера».

Почему Scrum?

Если взять за основу методологию исследования поведения людей на основе четырехсекторной модели с двумя осями DISC, то по словам нашего героя, в его личности превалирует S или надежность, методичность, исполнительность и упорство, а также внимание и забота о людях. Это хорошо ложится на роль Scrum-мастера.

? «Это про то, как поддерживать хорошую атмосферу внутри команды, урегулировать острые ситуации и вести ребят к взаимодействию и сотрудничеству. Это не история про то, чтобы идти по головам, не про интриги, это как раз то, что я нашёл именно в области профессиональной деятельности Scrum-мастера, потому что политические игры в компании достаточно далеки от меня и моих интересов. Помогать людям, а не использовать их и прогибать под нужды компании стало для меня важным фактором в выборе».

Обучение

«Ааа, щас будет хорошо», это первая ассоциация Алексея на вопрос, как прошло обучение. А все потому, что наш герой так проникся темой, что сидел с утра до вечера над материалами, которые давали для самостоятельного изучения. Постоянно что-то искал, анализировал, чертил графики и старался взять из этого максимум. 

? «Я не могу сказать что было легко и не могу сказать, что было непосильно. Для меня это была нагрузка, которую я ожидал, которая была приятна и полезна. На вебинарах давали очень много материала, а мы в свою очередь задавали множество вопросов, и нас никогда не ограничивали в этом, давали развернутые ответы и делились профессиональным опытом».

Навыки и знания, которые дают на обучении безусловно полезны и применимы на практике, но очень важно их правильно истолковать и понять зачем это нужно. Забегая вперед, Алексей смог понять основную идеологию Scrum-мастера и понять, как именно нужно использовать знания, полученные в ходе обучения.

? «Тот уровень, к которому меня готовили в OKademy, базово отличается от того, который я встретил в реальной компании. Я попал в команду менее зрелую, чем та, что сможет использовать все те инструменты, которые я готов предложить. Поэтому первые недели были полны попыток сориентироваться и выстроить процесс максимально беспристрастно. Это было моим первым важным испытанием в реальном “бою”».

Стажировка

После обучения в OKademy Алексей прошел собеседование в пяти компаниях: ВСК, Биокад, Газпром нефть, Mango Office и Fluid Finance. От четырех из них наш герой получил оффер, но выбор был не так прост.

? «Я не просто искал стажировку, а искал работу после ухода моего прошлого работодателя с рынка, поэтому у меня был порог, ниже которого я просто не мог спуститься, даже в рамках стажировки. И все мои требования удовлетворил ВСК, также, как и я их».

На испытательном сроке Алексею дали команду, которая находилась в середине инкремента, а так как компания работает по SAFe®, то инкремент шел по два с половиной месяца. Алексей сразу зафиксировал для себя три момента, которые стоит исправить: перегрузка команды, жесткий контроль, восприятие Scrum-мастера как секретаря. Это также ложилось на цели, которые поставили перед нашим героем: 

  1. Изучить компанию и понять стратегию как всего локомотива, так и команды в частности. 
  2. Ввести все мероприятия в таймбоксы, заявленные в Scrum.
  3. Получить обратную связь от команды – видит ли она, как развивается компания, куда движется стратегически.
? «Я постарался найти общий язык и с владельцем продукта, и с командой. Это было непросто, особенно если учесть, что это середина инкремента, то есть команда была занята, и знакомство со мной было не в приоритете. Но они чутко реагировали, когда я начинал интересоваться, что им важно. Я сидел с ними по ночам, хотя руками ничего не делал, мы доделывали проекты до часу ночи, и я всегда их поддерживал. Маленьким шажочками я двигался и давал обоснования, зачем это нужно, как это может помочь».

В декабре закончился испытательный срок Алексея. К этому моменту команда перестала сидеть по ночам, тратить безумное количество времени на события, вернулась в нормальные временные рамки и научилась нормально общаться друг с другом.

Цели

? «Я хочу прийти к состоянию хорошего Scrum-мастера или как минимум пройти по этому пути максимально далеко, насколько я могу за это время. Поэтому моя цель – развиваться. Из ближайшего – получить PSM-I. Я сейчас активно к этому готовлюсь. А дальше прийти к серебряному бейджу от ScrumTrek и обучиться на Agile-коуча».

Что значит хороший Scrum-мастер?

? «Для меня хороший Scrum-мастер – тот, кто помогает людям стать командой, командам – задействовать и развивать свой потенциал, а организациям – поверить в своих людей. При этом он действует не железной рукой, а используя понятный человеку образ коммуникации. И это именно то, к чему я стремлюсь. Я поступательный, планомерный, не люблю ломать людей, а стараюсь доносить им по кусочкам столько знаний, сколько они готовы усвоить в данный конкретный момент. Я очень ценю людей, с которыми работаю».

Подробнее о курсе