Метрики в SAFe®
Метрики, которые предлагает Scaled Agile Framework: от уровня всей компании до уровня команды.
Ниже представлен вольный перевод статьи Metrics — Scaled Agile Framework®.
“Самые важные вещи не могут быть измерены. То, что важно в долгосрочной перспективе, не может быть измерено заранее” (c) Эдвардс Деминг
“Работающий продукт — основной показатель прогресса” (c) Agile-манифеcт
Метрики
Метрики — это общепринятые показатели для измерения того, насколько хорошо компания продвигается на уровнях портфеля, программы, команды (как в части бизнес, так и технических целей).
Благодаря Kanban-методу, фиксированным временным интервалам и быстрой обратной связи Agile гораздо более измерим, чем предшествующая ему водопадная модель разработки. Более того, в Agile-подходе система постоянно изменяется, поэтому наиболее подходящий способ оценки — это демонстрация работающей системы. Непрерывная поставка (Continuous Delivery) и DevOps-практики обогащают Agile полезными процессными метриками. Однако, все метрики, которые описаны ниже, вторичны по отношению к ключевой цели — фокусировке на быстрой поставке ценного продукта.
Метрики важны в контексте всего предприятия, поэтому SAFe® предлагает метрики для каждого уровня фреймворка: от уровня всей компании до уровня команды.
Содержание статьи
Метрики уровня компании
Оценка бизнес-гибкости всей компании
Из всего набора метрик, представленных ниже, данный инструмент является самым важным. С его помощью можно оценить насколько компания является по-настоящему адаптивной к переменчивой внешней среде.
На рисунке 1 представлены 15 секторов для оценки.
Рисунок 1. Оценка бизнес-гибкости всей компании
Таблица для оценки построена по 5 ключевым компетенциям SAFe®, внутри каждой есть 3 подраздела. Сектор оценивается по шкале от 1 до 10, где каждый диапазон цифр имеет свою метафору: Сидим (1-2), Ползем (3-4), Идем (5-6), Бежим (7-8), Летим (9-10).
Построение этого радара позволяет понять, в каком состоянии компания сейчас и выявить точки роста. Для проработки надо брать топ 2-3 секторов, нуждающихся в улучшении. Также важно понимать взаимосвязь между ними: часто работа в одном секторе может вытянуть и улучшить остальные.
Метрики уровня портфеля
Метрики Lean-портфеля
Краткий набор метрик, приведенный ниже, может быть использован для оценки внутреннего и внешнего прогресса всего портфеля. Следуя принципу простоты из Agile-манифеста таблица 1 предоставляет минимальный список метрик, который может оказаться достаточным для оценки Agile-трансформации.
Зачем? | Ключевой результат | Метрика |
Вовлечение сотрудников | Больше удовлетворение от работы, меньше текучесть кадров | Опросы сотрудников, HR-статистика |
Удовлетворенность клиентов | Выше Net Promoter Score (NPS) | NPS-опрос |
Продуктивность | Меньше среднее время производства (Cycle time) фичи | Сycle time фичи |
Гибкость | Непрерывное улучшение командных и программных метрик | Самооценки команд, программы, крупного решения и команды портфеля, метрика предсказуемости программы (Program predictability metric) |
Время поставки (Time-to-market) | Более частые релизы | Количество релизов за квартал |
Качество | Меньше дефектов, обнаруженных на промышленном окружении, меньше эскалаций от службы поддержки | Дефекты в промышленном окружении, эскалации из службы поддержки |
Здоровье партнерских отношений | Лучше взаимоотношения с партнерами | Опросы партнеров и поставщиков |
Таблица 1. Метрики Lean-портфеля
Самооценка команды Lean-управления портфелем
Команда Lean-управления портфелем непрерывно оценивает и улучшает свои методы работы. Для этого проводится регулярный опрос, результаты которого агрегируются в виде радара на Рисунке 2. Он подсвечивает относительные слабые и сильные стороны.
Рисунок 2. Радар самооценки портфеля
Откройте таблицу для проведения опроса и построения радара.
Метрики уровня крупных решений
Метрика предсказуемости Solution Train
Метрики предсказуемости (Predictability Measure) поездов (Agile Release Trains, ARTs), участвующих в решении, агрегируются в общую метрику Solution Train Predictability Measure как показано на Рисунке 3.
Рисунок 3. Метрика предсказуемости Solution Train
Метрики результативности Solution Train
Метрики результативности поездов, участвующих в решении, агрегируются в метрики Solution Train, как показано на Рисунке 4.
Рисунок 4. Метрики результативности Solution Train
Метрики уровня программы
Отчет «Прогресс по фичам»
Данный отчет показывает статус по каждой фиче и Enabler в течение PI-интервала.
Он показывает, насколько фича в плане или отстает от него.
График имеет 2 столбца:
- План — показывает общее количество запланированных пользовательских историй внутри фичи.
- Факт — показывает общее количество завершенных пользовательских историй внутри фичи. Цвет сигнализирует о том, успеваем ли мы. Зеленый означает, что текущее состояние фичи находится в 15% допуске относительно плана, красный означает превышение порога 15%.
На Рисунке 5 представлен пример отчета.
Рисунок 5. Отчет о прогрессе фичей: сравнивает план с фактом по каждой фиче внутри PI
График должен подталкивать к обсуждению: как необходимо изменить план, чтобы PI был успешен.
Метрика предсказуемости программы
Это одна из ключевых метрик SAFe®.
Метрика предсказуемости команд поезда усредняется по всем командам для того, чтобы определить метрику предсказуемости программы (Program Predictability Measure).
Рисунок 6. Метрика предсказуемости программы показывает точность планирования 2 команд в разрезе PI (пунктирные красная и синяя линии), а также всего поезда/программы (жирная оранжевая линия).
График отображает процент фактически доставленной бизнес-ценности командами и поездом (по оценке представителей бизнеса) от планируемых показателей. Дополнительные цели (stretch goals) не входят в плановую часть расчета (знаменатель), но входят в фактическую часть (числитель).
Для детального изучения данного подхода, смотрите раздел 15 книги Agile Software Requirements: Lean Requirements Practices for Teams, Programs, and the Enterprise.
Метрики продуктивности программы
Конец каждого PI — это наиболее подходящая точка самых важных измерений.
Таблица 2 показывает набор метрик продуктивности программы.
Функциональность | PI 1 | PI 2 | PI 3 |
Скорость программы (Program velocity) | |||
Метрика предсказуемости (Predictability measure) | |||
Количество запланированных фич | |||
Количество принятых фич | |||
Количество запланированных enabler | |||
Количество принятых enabler | |||
Количество запланированных пользовательских историй | |||
Количество принятых пользовательских историй | |||
Качество | |||
Процент покрытия unit-тестов | |||
Дефекты | |||
Общее количество тестов | |||
Процент автоматизированных тестов | |||
Общее количество нефункциональных тестов |
Таблица 2. Метрики поезда
Кумулятивная диаграмма потока
Кумулятивная диаграмма потока (Cumulative Flow Diagram, CFD) показывает количество задач, находившихся в определенном этапе процесса в заданный интервал времени.
Рассмотрим пример типичного процесса уровня программы:
- Воронка (Funnel).
- Анализ (Analyzing).
- Бэклог (Backlog).
- Реализация (Implementing).
- Проверка на тестовом окружении (Validating on Staging).
- Развертывание в промышленной среде (Deploying to Production).
- Выпуск (Releasing).
- Сделано (Done).
Рисунок 7 показывает количество фич в каждом шаге процесса для каждой итерации на интервале трех PI.
Толстые области сигнализируют об узких горлышках потока.
Рисунок 7. Пример кумулятивной диаграммы уровня программы
Самооценка ART
Достижение целей программы — это ключевая ценность SAFe®. Agile Release Train (ART) постоянно прикладывает усилия для улучшения своей результативности. Release Train Engineer (RTE) заполняет форму самооценки поезда на границах PI или в любой момент, когда есть возможность остановиться и подумать о точках роста его поезда.
Рисунок 8. Пример радара самооценки поезда ART
Открыть таблицу для проведения опроса и визуализации.
Эффективность конвейера непрерывной поставки
Метрика «Эффективность конвейера непрерывной поставки» сравнивает количество времени, проведенного над реальной работой по процессу (touch time), и количество времени ожидания в процессе (wait time). Часть информации может быть получена из инструментов непрерывной интеграции (Continuous Integration) и непрерывной поставки (Continuous Delivery), другая — должна быть внесена в таблицу вручную.
Часто используется техника создания карты потока создания ценности (Value Stream Mapping) для анализа проблем, обнаруженных сбором данной метрики. С помощью этой техники визуализируется шаги процесса и анализируется потери в потоке, можно быстро выявить точки ускорения вашего потока доставки ценности.
Примечание: время реальной работы (touch time) — это время, когда команды добавляет ценность к своему продукту или услуге. Обычно это время составляет небольшой процент (10-20%) от общего времени производства (cycle time), потому что бОльшая часть времени теряется в очередях (ожиданиях) и тратится на перемещения работы из одного состояния в другое.
Рисунок 9. Пример графика эффективности конвейера непрерывной поставки
Количество развертываний и релизов за интервал времени
Эта метрика демонстрирует, насколько программа продвигается к более частым развертываниям и релизам. Обычно интервалом времени является PI (Program Increment).
Рисунок 10. Количество развертываний и релизов в течение PI
По клику на PI мы можем увеличить график и посмотреть, что происходило внутри PI в разрезе итераций.
Рисунок 11. Количество развертываний и релизов в разрезе итераций
Восстановление в течение времени
Этот отчет показывает количество откатов (как откатов программного кода, так и выключения фичи через механизм feature toggling). Даты развертываний и релизов отображаются на графике в виде вертикальных линий, чтобы видеть их корреляцию с откатами.
Рисунок 12. Восстановление в течение времени
Учет инноваций и опережающие метрики
Одной из целей процесса непрерывной поставки является обеспечение организации возможностью проводить быстрые эксперименты для проверки гипотез. В результате, как минимальная фича, ценная для потребителей (Minimum Marketable Feature, MMF), так и минимально-жизнеспособный продукт (Minimal Viable Product, MVP) должны иметь опережающие метрики, по которым можно оценить прогресс достижения гипотезы.
Таблица 3 показывает метрики сайта SAFe®, которые являются опережающими для разработки фреймворка.
Таблица 3. Опережающие метрики учета инноваций с сайта SAFe®
Радар DevOps-здоровья
Рисунок показывает 16 секторов для оценки программой своей зрелости. Сектор оценивается по шкале от 1 до 10, где каждый диапазон цифр имеет свою метафору: Сидим (1-2), Ползем (3-4), Идем (5-6), Бежим (7-8), Летим (9-10):
Рисунок 13. Радар DevOps-здоровья
Откройте таблицу для оценки и построения радара.
Метрики команды
Метрики итерации
Каждая команда собирает метрики, необходимые ей оценки результативности, а также для оценки улучшений с течением времени. Это происходит во время ретроспективы в конце итерации. Пример метрик итерации представлен в таблице ниже.
Функциональность | Итерация 1 | Итерация 2 | Итерация 3 |
Запланированная скорость (velocity) | |||
Фактическая скорость | |||
Количество запланированных пользовательских историй | |||
Количество принятых пользовательских историй | |||
Процент принятых историй от запланированных | |||
Качество | |||
Процент покрытия unit-тестами | |||
Количество дефектов | |||
Количество новых тест-кейсов | |||
Количество написанных автотестов | |||
Общее количество тестов | |||
Процент автотестов от общего числа тестов | |||
Количество рефакторингов |
PI-отчет о производительности команды
В течение системной демонстрации представители бизнеса оценивают актуальное количество бизнес-ценности, доставленной командой по каждой PI-цели.
Рисунок 14. Фактическая оценка бизнес-ценности в разрезе PI-целей команды
Заслуживающий доверия поезд должен работать на уровне 80-100%. Это позволяет представителям бизнеса опираться на план PI.
Примечания от том, как строится график:
- Плановая бизнес-ценность не включает дополнительные (stretch) цели.
- Фактическая бизнес-ценность включает дополнительные цели.
- Процент достижения = Фактическая бизнес-ценность / Плановая бизнес-ценность.
- Команда может выполнить план по целями больше чем на 100% (если основные и дополнительные цели выполнены).
Сумма данной метрики по всем командам поезда называется метрикой предсказуемости программы (Program Predictability measure).
Самооценка команды
Agile-команда постоянно оценивает и улучшает свою работу. Ниже приведем пример подобного инструмента для оценки. После заполнения таблицы автоматически строиться радар. Построение этого радара позволяет понять, в каком состоянии команда сейчас и выявить точки роста.
Рисунок 15. Радар самооценки команды.
Откройте таблицу для оценки и построения радара.
Стать пионером трансформации в компании, кратно увеличить объем продаж, вдохновляя своим успехом другие команды, и разрешить себе мечтать о «космосе»: история успешной Agile-трансформации в интервью с Сергеем Нечушкиным, директором департамента малого и среднего бизнеса Абсолют Банка.
В статье рассмотрим Lean Portfolio Management — одну из 7-ми ключевых компетенций, необходимых для достижения Бизнес-гибкости (Business Agility).
Статья с детальным обзором состава и механизма работы портфеля SAFe®. Содержит различные примеры организации портфелей для крупного и малого бизнеса, а также их плюсы и минусы