Конференция Enterprise Agile Russia
Воркшоп по планированию портфелей и программ - SAFe® City
Масштабирование Agile по SAFe®
Блог >

Как провести дизайн Agile Release Train: #1 — Концепция

Как определить правильную организационную структуру, объединяющую бизнес, команды и менеджмент? Часть первая — определяем общую цель.

Перевод статьи Mark Richards Facilitating Release Train design with the ART Canvas Part 1 — Vision выполнен с разрешения автора.

“После прочтения 400+ миссий я пришел к выводу, что все они звучат одинаково. Каждая компания заботится о своих клиентах, ценит командную работу, работает на цели своих акционеров или сообщества, верит в важность качества в любом аспекте своей работы. Если мы напишем на листочке и сбросим в мешок концепции всех наших компаний, то любой вынутый листочек будет сильно похож на концепцию нашей компании. В конце концов я осознал, что процесс создания концепции важнее чем содержание получившиеся на выходе.” – Peter Block, Flawless Consulting.

Введение

В январе 2014 года я написал свою первую статью про запуск Agile Release Train (прим. пер. — далее просто ART или поезд). Она была посвящена воркшопу по планированию запуска ART силами кросс-функциональной команды менеджмента, которая сначала формировала концепцию, а затем бэклог запуска ART на 6-8 недель.

С помощью этого воркшопа я запустил более 30 поездов, и все это время основа моего подхода была неизменна. Самое большое изменение состояло в изменении пропорции времени на подготовку концепции и на подготовку бэклога. Согласованность (Alignment) — ключевой компонент успеха релизного поезда, и если менеджмент не согласован по концепции, то у команд мало шансов на успех.

В прошлом году после проведения отличного воркшопа, я решил подумать о происходящем на нем и учесть лучшие практики в следующих запусках. Когда я просматривал фотографии, я неожиданно подумал: «Почему бы не использовать что-то наподобие Lean Canvas, чтобы заякорить ключевые обсуждения?». Я могу разметить или распечатать его в виде большого постера во всю стену, и затем структурировать последовательность воркшопа вокруг заполнения этого канваса, таким образом, чтобы всю ключевую информацию об ART можно было получить одним взглядом на стену.

Я использовал канвас множество раз, и когда поделился им с Дином Леффингвеллом, он сразу же попросил меня включить его в новую версию Дорожной карты внедрения SAFe®. Тогда я решил поделиться руководством по работе с этим канвасом:

Все запуски моих ART стартуют с «Воркшопа по планированию запуска». Обычно он проходит спустя неделю после тренинга Leading SAFe, занимает один день, на котором присутствуют Представители бизнеса (Business Owners) и команда лидеров ART с целью прояснения концепции, рамок и ключевых метрик этого поезда, а также формирования бэклога запуска ART.

Воркшоп состоит из 3-х этапов:

  • Определение концепции.
  • Дизайн ART.
  • Создание плана запуска.

Эта статья покрывает только шаг “Определение концепции”. В следующих 2-х статьях освещаются оставшиеся 2 шага.

Открытие воркшопа

Воркшоп начинается презентации чистого A0-канваса, закрепленного на стене, и целей воркшопа:

  • Заполнить ART-канвас для определения концепции, команды лидеров и стратегии дизайна нашего поезда.
  • Составить бэклог активностей для запуска ART.

БОльшая часть участников должна пройти тренинг Leading SAFe незадолго до воркшопа.

Ключевые участники следующие:

Обычно я не прошу заполнять информацию сразу на большом канвасе. Мы используем 2 доски или флипчарта и по завершению каждого этапа воркшопа переносим итоговый результат на канвас.

Повестка воркшопа

  1. Концепция:
    • На каких клиентов повлияет ART?
    • Какие операционные Value Streams (прим. пер. — потоки создания ценности, далее — стримы) будет поддерживать ART?
    • Кто является Представителями Бизнеса для ART?
    • Какого рода Фичи будет реализовывать ART?
    • Как мы будем измерять успех ART?
    • Как можно емко сформулировать концепцию ART?
  2. Дизайн (описание будет в следующей статье).
  3. Планирование (описание будет в будущей статье).

Концепция

Рассмотрим детальнее первые 6 тем, которые завершаются созданием формулировки концепции ART.

На каких клиентов работает ART?

Клиентоориентированность — это ключевой принцип Lean и Agile, и именно поэтому мы начинаем с этого вопроса. Ответ на него обычно занимает не больше 5 минут. Я использую метафору “внутренний клиент” и “внешний клиент”, чтобы убедиться, что мы рассмотрели обоих.

Какие операционные стримы будет поддерживать ART?

Цель любого поезда заключается в улучшении бизнес-показателей. Запуск поезда начинается с Value Stream Workshop, на котором сначала проводится анализ операционных стримов, которые поддерживает поезд, а потом производится дизайн поезда.

Если воркшоп уже был проведен, то мы проводим обзор его результатов.

Если нет, то мы проводим первую часть этого воркшопа (экспресс-диагностику операционного стрима) прямо на месте. При условии присутствия правильного состава людей, это занимает 20-30 минут. Представители бизнеса фокусируются на верхней части – обслуживании клиентов, а архитектор на нижней части – обслуживающих системах. Важно на этом этапе создать верхнеуровневую картину, без углубления в детали.

Пример из телеком-индустрии:

Кто является Представителем бизнеса для поезда?

Я должен признаться, что много лет подряд удивлялся, почему Дин Леффингвелл настаивал на новом термине вместо использования общепринятого термина “Заинтересованные лица”. Совсем недавно я почувствовал всю разницу. Каждый поезд имеет множество заинтересованных лиц, но только 3-5 из них критичны. Это и есть Представители Бизнеса. SAFe определяет для них особую ответственность: “группа 3-5 ключевых заинтересованных лиц, которые несут коллективную ответственность за руководство, эффективность, ROI и ценность, поставляемую конкретным Agile Release Train”.

После запуска множества поездов, где эта роль была не четко определена или состав группы не обладал нужными полномочиями, я решил пристально относиться к этому на старте.

Позаботьтесь о вовлечении правильных людей до запуска, договоритесь об их роли в жизни поезда.

Какого рода Фичи будет поставлять ART?

Понятно, что ART со временем будет поставлять множество разных фич, и на старте поезда вы точно не можете сказать какие именно фичи это будут.

Если поезд был образован из классической водопадной программы проектов, то эти  ожидания довольно прозрачны.

Но даже если это не очевидно, то будет крайне полезно тезисно очертить то, с какими фичами стоит обращаться к командам этого поезда.

К примеру:

  • Новый цифровой пользовательский опыт на соответствующей технологии.
  • Автоматизация процессов, улучшение обмена данными с системами партнеров.
  • Доработки текущей платформы.

К этому моменту мы понимаем какой операционный стрим поддерживает данный поезд, кто клиенты и ключевые заинтересованные лица. И дополнительно хотим прояснить, какие результаты, можно ожидать от поезда.

Как измерить успех этого ART?

Учитывая, что 9 из 10 моих последних статей были посвящены метрикам, не удивительно, что я включил их в этот воркшоп. Самая важная причина в том, что эта часть позволяет фокусировать весь ART на бизнес-результатах, а не на “поставке фич в рамках бюджета и сроков” или на “повышении количества поставляемых фич”.

Это позволяет:

  • Согласовать концепцию с Представителями бизнеса,
  • Помогает Менеджерам продукта построить правильную WSJF-приоритезацию.
  • Сверять гипотезу ценности от каждой фичи с ключевыми метриками успеха.

Вы можете на выходе воркшопа не получить полный набор количественных показателей, однако, вы можете начать с качественных показателей и спланировать следующим шагом выработку количественных. Пример подобных метрик:

  • Персонал:
    • Автоматизация рутинной работы.
    • Возможность улучшать способ поставки ценности.
    • Надежная техническая платформа.
  • Клиенты:
    • Простой и понятный пользовательский интерфейс.
    • Улучшенная точность и своевременность.
    • Индивидуальное предложение услуг.
    • Бесшовный переход между каналами.
  • Организация:
    • Увеличение выработки.
    • Увеличение точности в областях расчета долга, издержек и фрода.
    • Уменьшение операционных затрат.

Какая концепция у ART?

Обсуждение до этого было сосредоточено на разных составляющих концепции поезда:

  • Кто наши клиенты?
  • Как мы взаимодействуем с ними? (операционный value stream)
  • Кто является ключевыми заинтересованными лицами? (кто должен “благословить” концепцию поезда)
  • Какие Фичи мы собираемся поставлять?
  • Какие у нас ключевые метрики успеха?

Следующим шагом мы хотим свести все в единую картину. Я большой поклонник формата питча в лифте (прим. пер. — elevator pitch), который был популяризирован Джеффри Муром в книге «Преодоление пропасти», и который заимствовал SAFe при формулировке Эпика. Обычно я делю комнату на 2 группы (обязательно перемешав людей с разным опытом) и даю 20 минут на подготовку питча. Затем я помогаю выбрать лучший вариант и отполировать его еще в течение 10 минут, включив лучшие идеи из второго варианта.

Для смелых есть более креативная альтернатива — Pixar Pitch. Моя коллега Em Campbell-Pretty написала статью про этот формат, который она использовала для запуска поезда в среде высшего образования. Так как NDA с клиентами запрещают мне делиться конкретными примерами, я опишу пример, который мы создали с командой лидеров одного поезда для описания образа успеха:

Давным-давно мы работали в поте лица, но прогресс был небольшим…
…каждый день мы участвовали во множестве встреч и теряли изо дня в день много времени и энергии
пока в один прекрасный день мы не решили, что должен быть другой, лучший способ делать работу…
поэтому мы решили применить SAFe и стать Agile Release Train,
поэтому мы обучились,
поэтому мы пересмотрели и вместе приняли нашу стратегию,
поэтому мы выработали приоритеты,
поэтому мы посмотрели как мы общаемся и работаем вместе,
поэтому мы разработали план на следующие 100 дней
…пока наконец вся команда не стала согласованной и настала гармония…
…и с тех пор мы вовлечены в создание крутых продуктов и постоянно учимся, как создавать продукты лучше изо дня в день.

Заключение

Подобный воркшоп занимает обычно не меньше половины дня. По всей вероятности, чем больше времени вы посвятите этому воркшопу, тем больше вы проясните допущений и вынесите больше ценности. То, что выходит за рамки миссии поезда, не менее важно, чем то, что входит в его рамки!

Согласованность и чувство общей миссии, достигаемое на сессии по выработке концепции поезда крайне важно для следующего шага — Разработка дизайна поезда (прим. переводчика: готовится перевод этой статьи).

Продолжение следует….

Об авторе

Марк Ричардс

Среди клиентов Марка множество корпораций из различных отраслей как в Австралии, так и по всему миру.Марк разрабатывает новые техники и улучшения и недавно был признан SAFe Contributor (соавтором) за разработку метрик уровня программы. В 2017 году он был признан SAFe Fellow.

О переводчике

Константин Хохрин

15 лет в разработке программных продуктов, 10 лет в роли лидера, 7 лет в Agile. Работал в компаниях Yota, i-Free, IQ Option, нескольких стартапах. Специализируется на масштабировании Agile и OKR.Закончил физический факультет СПБГУ. Начинал свой путь разработчиком.

SAFe and Scaled Agile Framework are registered trademarks of Scaled Agile, Inc.

22 дек 2019 , Константин Хохрин
Другие статьи
13 янв 2020 , Дмитрий Кустов
Гайд по технике Jobs To Be Done (JTBD)

Что такое Jobs To Be Done (JTBD). Как начать использовать технику и сделать ваши продукты круче.

20 дек 2019 , Сергей Рогачев
Самостоятельное внедрение SAFe®: 5 кейсов российского рынка

Кейсы Scaled Agile Framework® в eLama, АвтоТрансИнфо, Лаборатория Касперского, Сбербанк и iiko.