Отчет об исследовании Agile в России 2022
Внедрение гибких управленческих практик, связанных с Agile, становится всё более востребованной темой — рост конкуренции и высокая степень неопределенности требуют от бизнеса внедрения современных подходов к управлению процессами. Возможности Agile-практик позволяют компаниям экспериментировать с различными продуктовыми гипотезами, быстрее тестировать технологические новинки, а значит, своевременно отвечать на запросы своей целевой аудитории и гибко реагировать на любые внешние изменения.
В 2022 году в исследовании Agile в России приняли участие 1251 человек. Организатором выступил ScrumTrek в партнерстве с МТС Банком, РТ Лабс и Mango Office при участии компаний Газпром нефть, Сбер Банк, Россельхозбанк, Технологии Доверия и других.
Ключевые положения исследования отвечают на следующие вопросы:
1. Каковы выгоды от Agile-подходов, и как они соотносятся с ожиданиями?
2. Какова популярность гибких подходов в России, и как она меняется со временем и с ростом Agile-зрелости?
Ниже вы найдете основные факты и графики — выжимку из полного отчета об исследовании.
Читать краткий отчет | Получить полный отчет | Отчеты за другие годы
1. Доля Agile-новичков снижается
Отвечая на вопрос, на какой стадии внедрения Agile находится компания, 22% выбрали стадию пилотирования, 59% — этап становления, 19% — стадию зрелости.
При этом сравнение с результатами исследований прошлых лет показывает, что доля Agile-новичков постепенно снижается, т.е. компании от локальных экспериментов на уровне отдельных продуктов (стадия пилотирования) переходят к этапу масштабирования подхода на остальные продукты и подразделения: 22% в 2022 году против 36%, 34% и 27% в 2019, 2020 и 2021 гг. соответственно.
2. Прозрачность и управление изменениями — наиболее простые для достижения цели
Среди основных выгод (в опросе оценивали 13 показателей), которые компания получила от внедрения Agile, респонденты назвали управление меняющимися приоритетами (75%), прозрачность ведения проектов (71%) и управление распределенными командами (63%).
Отдельно стоит отметить, что на полученные выгоды сильное влияние оказывает Agile-зрелость компании. Наиболее заметен рост выгоды от Agile-подходов по двум метрикам: «Согласованная работа бизнеса и ИТ» (на этапе пилотирования Agile достижение этой цели отмечают 48% людей, на этапе становления — 62%, на этапе высокой Agile-зрелости — 77%) и «Лучше управляем распределенными командами» (49% / 63% / 83%). Подробнее об этом читайте в полной версии исследования.
3. Влияние Agile-зрелости на текущее состояние дел в компании
Эффект от Agile, рассчитанный по вопросу: «Как Вы оцениваете процессы разработки и согласованность в вашей компании?», оказывается еще более впечатляющим. Если на этапе пилотирования лишь 33% участников оценивают скорость и адаптивность процессов разработки как «хорошо», то на этапе высокой Agile-зрелости этот процент вырастает до 71%.
Ситуацию с согласованностью работы – в 2.5 раза чаще оценивают как «хорошую» в зрелых Agile-компаниях, нежели в компаниях, начинающих свой путь в Agile.
4. Популярные Agile-подходы в России и мире
В России число применяющих Scrum составляет 82%, таким образом, Scrum в России чуть менее популярен, чем в мире (87%, согласно данным State of Agile Report 16). А вот число применяющих Kanban в России, напротив, выше — 61% против 56%.
Отдельно отметим, что стадия Agile-зрелости будет оказывать сильное влияние на то, какой подход использует компания. На старте относительно часто применяют «собственный» Agile-подход, на следующих этапах большинство так или иначе сочетают Scrum и Kanban» (52%).
5. SAFe® лидирует среди стандартных подходов к масштабированию
«Чистый» SAFe® респонденты указывали чаще, чем ранее: 29% в 2022 году против 18% и 19% в 2020 — 2021 гг. соответственно. А другие подходы указывали реже: сумма таких подходов напротив уменьшилась с 25% в 2020-м до 19% в 2022г.
Кроме того, в ходе исследования мы выявили прямое влияние Agile-зрелости на полученные результаты:
- На старте доминирует «собственный» подход (62%).
- С ростом зрелости растет доля гибридов стандартных подходов (31%).
Подробные выводы в этой части доступны в полной версии исследования.
6. Участники исследования
В опросе приняли участие специалисты из разных сегментов бизнеса в России, включая ИТ, телеком, энергетику, промышленность и торговлю. Доли ИТ-компаний и финансовых организаций среди участников исследования примерно равны 34%. На долю других отраслей приходится чуть меньше одной трети участников.
ScrumTrek ежегодно проводит в России исследование на тему Agile, чтобы понять, какие изменения происходят в нашей стране и какие шаги компаниям нужно предпринять, чтобы эффективно использовать Agile у себя. Исследование 2023 уже запущено — примите участие в этом году и получите ценные призы!
Ответы на 15 вопросов исследования займут у вас не более 5 минут. Взамен получите скидку 3000 руб. на все тренинги и курсы ScrumTrek, а также шанс выиграть один из 15 призов!
Почему команды так не любят изменения? Как это проявляется и почему на самом деле сопротивление — это хороший знак? В этой статье обсудим, какую роль играет сопротивление и как Agile-коуч может не бороться с ним, а использовать в интересах команды, применяя различные техники.
Что такое интервизия и действительно ли она помогает скрам-мастерам и agile-коучам, как правильно организовать такую встречу и зачем интервизия нужна самой компании. В статье я постараюсь ответить на все эти вопросы и рассказать о своем опыте, а в конце поделюсь кратким чек-листом для участников, которые хотят извлечь из интервизии максимум пользы.
Современные компании сталкиваются с необходимостью постоянных изменений — будь то адаптация к новым рыночным условиям или улучшение внутренних процессов. Как найти способ эффективно внедрять изменения, причем так, чтобы сделать это быстро и с минимальным сопротивлением от команды? Один из инструментов, который может помочь в этом, — HADI-цикл.