Ретроспектива в Agile: как проводить ретро в команде
Ретроспектива (или просто ретро) в Agile — это важная командная встреча, основная цель ретроспективы — проанализировать прошедший спринт и найти способы для улучшения работы. В этой статье мы поговорим о том, для чего нужна ретроспектива, как провести ретро эффективно, и поделимся идеями, с чего начать, если ваша команда планирует свою первую ретроспективу.
Что такое ретроспектива в Agile
В Agile-подходе и методологии Scrum ретроспектива — это встреча, которая проводится в конце каждого спринта. На ней Scrum-команда в полном составе собирается и обсуждает, как прошел спринт, чтобы улучшить работу в будущем. Команда анализирует, что получилось хорошо, что пошло не так, и какие есть возможности для развития.
На ретро команда приносит результаты спринта и обратную связь на инкремент с Обзора Спринта (Sprint Review), возникшие в ходе спринта проблемы и любые другие запросы, связанные с работой команды и продукта. В процессе участники выбирают самые важные и влияющие на поставку инкремента темы и разрабатывают план улучшения процесса для следующего спринта.Для проведения ретроспективы необходим выделенный фасилитатор, который будет следить за таймингом и фокусом обсуждений. Обычно эту роль берет на себя Скрам-мастер, но команда может договориться и ротировать ее внутри всех своих участников.
Как проводить ретро: основные правила
Есть несколько важных правил для эффективной ретроспективы:
- Поддерживайте безопасную среду. Участникам важно иметь возможность открыто делиться проблемами и совместно исследовать причины их возникновения
- Не пытайтесь обсудить и решить все сразу. Сфокусируйтесь на самом ценном и выбирайте решения, которые действительно сможете реализовать.
- Будьте последовательны. Не забывайте об уже принятых решениях, берите их в работу и проверяйте эффект от их реализации.
Структура и этапы ретроспективы
Структура классической ретроспективы состоит из 5 основных этапов:
1. Открытие (5% времени)
Обычно это небольшой айсбрейкер, позволяющий участникам переключиться на ретроспективу, вспомнить спринт или обратить внимание на свое состояние. Для этого этапа подходят небольшие быстрые упражнения, дающие возможность каждому участнику себя выразить.
2. Сбор информации (30% времени)
На этом этапе с помощью подходящих упражнений (например, таймлайн) собирается общая картина того, что происходило в спринте: факты, наблюдения, эмоции. Участники делают это самостоятельно и далее делятся со всей командой. Таким образом, все участники узнают, из чего состоял прошедший спринт.
На этом этапе можно обсудить, что новое или неожиданное участники узнали о спринте, какие общие паттерны прослеживаются, какие важные темы становятся заметными. Кроме того, выбираются самые важные для процесса точки роста, над которыми команда будет работать дальше.
3. Генерация идей и выбор решений (30% времени)
После того как выбрана важная тема, стоит ее проанализировать, чтобы найти корневую проблему и решением повлиять именно на нее. Для этого можно использовать техники «5 почему» или нарисовать с командой диаграмму причинно-следственных связей, или CLD. Когда причины возникновения проблемы стали понятны, можно переходить к брейншторму решений, которые принесут реальную пользу выбранному процессу.
Когда возможные решения сформулированы, следующий шаг — обсудить их и выбрать наиболее подходящие для реализации. Команда может проголосовать за то, которое кажется самым полезным. Если выбрать решение сложно, можно воспользоваться матрицей «Сложность реализации/эффективность» и предложить команде сосредоточиться на простых и эффективных вариантах.
4. План действий (30% времени)
В завершение работы над каждой проблемой необходимо иметь четкий и понятный план действий. Обсудите с командой, как выглядит ожидаемый результат от сделанного решения по SMART, какие конкретные шаги необходимо будет предпринять и кто за это будет ответственен.
5. Завершение (5% времени)
В конце подведите итоги, что самое важное было обсуждено, что не успели, насколько участники ретро довольны произошедшим.
Типы ретроспектив
Кроме ретроспективы по результатам спринта команде можно провести ретроспективу (1) по завершению релиза, (2) направленную на сплочение команды или (3) обсуждение планов на будущее (футуроспективу).
В ретро по релизу на этапе сбора информации обсуждается весь период, когда велась работа над релизом, и участвует не только команда, но и все эксперты, которых задействовали в этой работе.
Для ретроспективы, направленной на сплочение и рост софт скиллов команды, выбирается определенное направление, которое на данный момент команде актуально: мотивация, открытость, доверие, коммуникация и прочее. Это может быть как запрос от самой команды, так и инициатива Скрам-мастера, далее подбирается соответствующая запросу модель проведения ретроспективы. Вдохновиться разнообразием подходящих командных техник можно в подходе Менеджмент 3.0, например, для запроса на работу с мотивацией может помочь игра Moving Motivators, а для работы с более широким запросом «а как мы сейчас?» можно провести команде хелс-чек (Health Check) по модели Spotify или «5 порокам команды» из книги П. Ленсиони.
Когда команде не хватает мотивации для развития, можно помочь им создать картину будущего, в которое хочется идти, и для этого провести футуроспективу. Команда сначала составит желаемый образ продукта и себя через год, затем опишет свое текущее состояние, обсудит получившуюся дельту и составит план движения к желаемому будущему.
Сама структура ретроспективы не меняется в зависимости от темы обсуждения и продолжает состоять из 5 этапов, в которые команда определяет, над чем она работает, какими способами будет решать сформулированные задачи и как выглядит план действий.
Как начать? 3 идеи для ретроспективы
Если в вашей команде еще не проводят ретроспективу, но вы замечаете сложности в работе над командными процессами и чувствуете, что не все бывают услышаны, предложите команде попробовать такие встречи. Начните с простых техник, чтобы участники могли постепенно научиться делиться проблемами и рефлексировать свой командный опыт.
Вот 3 несложные техники, с которых можно начать:
- Start, Stop, Continue: Участники перечисляют действия и практики, которые они хотят начать применять (start), прекратить (stop), сохранить и продолжать в будущем (continue).
- Mad, sad, glad: Члены команды перечисляют факты, наблюдения и события, которые произошли во время спринта, и делятся своими ощущениями: что у них вызвало раздражение (mad), что огорчило (sad), а что порадовало (glad).
- Sailboat: Для этого упражнения команде предлагается представить спринт как метафору путешествия лодки в море, где лодка — это сама команда, берег — цель спринта, ветер — то, что помогало, скалы — риски и т.п. Такой подход стимулирует развитие креативности и помогает команде говорить о проблемах в более безопасном ключе.
В этой технике лучше показать участникам картинку с объектами, для этого можно скопировать ее на доску Miro или нарисовать на флипчарте, если ваша ретроспектива проводится офлайн.
Ретроспектива — это важный инструмент, который помогает команде становиться лучше с каждым спринтом. Ретро дает участникам возможность открыто обсудить успехи и проблемы, а также выработать конкретные шаги для дальнейшего развития. Проведение ретроспективы даже в простом формате может принести заметные результаты: попробуйте одну из 3-х несложных техник и постепенно совершенствуйте подход, делая ретро по-настоящему ценной и эффективной встречей для всей команды.
Что такое профессиональная идентичность Скрам-мастера, с чем связано возникновение кризисов и почему их нельзя избегать.
Почему команды так не любят изменения? Как это проявляется и почему на самом деле сопротивление — это хороший знак? В этой статье обсудим, какую роль играет сопротивление и как Agile-коуч может не бороться с ним, а использовать в интересах команды, применяя различные техники.
Что такое интервизия и действительно ли она помогает скрам-мастерам и agile-коучам, как правильно организовать такую встречу и зачем интервизия нужна самой компании. В статье я постараюсь ответить на все эти вопросы и рассказать о своем опыте, а в конце поделюсь кратким чек-листом для участников, которые хотят извлечь из интервизии максимум пользы.