Agile-коуч
Agile-трансформация
AgileSurvey
Beyond Budgeting
DevOps
eXtreme Manufacturing
HR
JTBD
Kanban
KPI
LeSS
OKR
PMI
Project management
SAFe
Scrum
Scrum in Hardware
Scrum-мастер
Spotify
XM
Архитектура
Бюджетирование
Владелец продукта
Игра
Инженерия
Конфликты
Менеджмент
Обучение
Продуктовый менеджмент
Самоорганизация
Скрам в Производстве
Фасилитация
Финансы
Холакратия
Экстремальное производство
Применить

Эволюция Владельца Продукта

Кто такой хороший Владелец продукта, и насколько хорошо я выполняю эту роль?
Если вы когда-либо пытались ответить на эти вопросы, эта статья поможет вам найти ответы.

Преимущество тренера и консультанта заключается в том, что есть возможность взаимодействовать с множеством владельцев продуктов. Я слышал много историй от Владельцев продуктов, которые сталкивались с ежедневными вызовами каждый день. Иногда эти истории прекрасны и вдохновляют, но в основном они напоминают эпизоды из сериала «Карточный домик», где полно политики и принимаются неприятные и порой жесткие решения.
Глядя на все эти истории, можно увидеть паттерн эволюции — этот паттерн описывает, как Владелец продукта растёт в своей роли.

Паттерн

Многие организации, которые пробуют Скрам, пытаются правильно реализовать роль Владельца продукта. И с каких шагов они начинают? Каких людей брать на эту роль из маркетинга, продаж или может быть из ИТ департамента? А может идеальная кандидатура — менеджер проекта или менеджер продукта? Это популярные вопросы, когда вы начинаете использовать Скрам. Ответить на эти вопросы не просто. Потому что ответ скрыт в паттерне эволюции роли, который описывает, как компании воплощают роль Владельца продукта.
Паттерны описывает необходимые “качества” роли Владельца продукта в зависимости от этапа эволюции. Это как матрешка, которая с каждым уровнем становится всё больше, прекраснее и ценней.

Пять уровней

Эволюционный паттерн содержит пять уровней Владельца продукта. Эти уровни показаны ниже на диаграмме, и мы используем его на тренинге Professional Product Owner.

Каждый уровень владельца продукта является расширенной версией предыдущего этапа.

Аналитик

Аналитик
Первой попыткой воплощения в жизнь роли Владельца продукта часто начинается с тех, кто обладает сильными аналитическими навыками. Это может член команды разработки, который описывает требования к продукту или занимается бизнес-анализом. Как правило, на уровне Аналитика роль Владельца продукта выполняет сотрудник ИТ департамента, в начале работы по Скраму это самый простой подход, который позволяет начать создавать Бэклог Продукта.
И всё же, Аналитик ограничен в полномочиях, так как часто нуждается в других людях (менеджеры по маркетингу, продажам, проекту/продукту и т.д.), чтобы найти ответы на сложные вопросы. Такое делегирование принятия решений другим людям приводит к образованию узкого места, замедлению скорости разработки и снижению создаваемой ценности.

Прокси

Прокси
Чтобы решить коммуникационные проблемы Аналитика, роль Владельца Продукта расширяется до старшего аналитика, обладающего сильными коммуникативными навыками. Это очень похожее на менеджера по работе с клиентами, который, как правило, еще работает в ИТ департаменте. Прокси фокусируется на превращении элементов Бэклога Продукта в Инкремент. От Прокси ожидают больше пользы для бизнеса, так как он больше погружен в бизнес-контекст, в отличии от Аналитика. Конечно ситуация с узким местом улучшается, скорость работы и принятия решений возрастает, но многие проблемы на этом уровне все же остаются.

Представитель бизнеса

Представитель бизнеса
Частая проблема, которую я слышу от Прокси и Аналитиков, — что бизнес (продажи и маркетинг) плохо взаимодействуют с ИТ департаментом. Как только компании понимают, что им необходимо сломать стены между департаментами, они направляют кого-то из маркетинга/продаж или менеджера продукта в команду, так происходит расширение роли Владельца Продукта. Этот уровень называется Представитель бизнеса. С этого момента Скрам-команда состоит всех необходимых частей организации, а не только из представителей ИТ департамента.
Ожидаемый эффект от роли возрастает, благодаря коллаборации бизнеса и команды без барьеров. С этого момента команде разработке напрямую доступны необходимые знания касательно функциональных требований и ожиданий от заинтересованных лиц. И тем не менее, Представитель бизнеса всё еще ограничен в полномочиях и автономности принятия решений. Реальная власть управления продуктом, как правило, остается внутри отделов по маркетингу, продажам или развитию бизнеса.

Спонсор

Спонсор
Когда Представитель бизнеса начинает испытывать боль от постоянного беготни по бизнес-подразделениям для принятия решений, он начинает бороться за расширение своих полномочий. И когда бизнес-подразделения набираются смелости, происходит переход на следующий уровень. Они передают контроль и полномочия Спонсору и начинают доверять его решениям.
На уровне Спонсора результаты лучше, когда человек пришел не из бизнеса, но в то же время бизнес ему доверяет и даёт полномочия принимать решения единолично. Наличие полномочий — сигнал о том, что в организации роль владельца продукта воспринимается серьезно. Спонсор большую часть времени проводит как Владелец продукта, выступая лидером в принятии решений, погружаясь в контекст задач и улучшая весь процесс разработки. Команда разработки в это время может сконцентрироваться на получении лучшего результата.
Проблемы Спонсора, в основном, сводятся к необходимости защищать бюджет для команды. Спонсор всё еще вынужден вести переговоры по бюджету с представителями других департаментов. Возможно, он уже может принимать решения, как именно потратить выделенный бюджет, но ему всё равно приходится убеждать других выделить ему деньги.

Предприниматель

Предприниматель
Последний шаг эволюции Владельца продукта — это когда ему предоставляется полный контроль и ответственность за функциональность продукта и бюджет. Это превращает роль в настоящего Предпринимателя, чья забота — создать как можно больше бизнес-ценности для клиентов и заинтересованных лиц. Он — как mini-CEO, реальный владелец продукта.
Предприниматель отвечает за все аспекты: маркетинг, продажи, конкуренция, клиенты, юридические и финансовые вопросы, связанные с реализацией продукта. Его профессиональная карьера предана созданию лучших продуктов на рынке.
К сожалению, такие Владелецы продукта — редкая птица, потому что организации часто не готовы наделять роль таким полномочиями.

Перевод статьи «Evolution of the Product Owner» выполнен с разрешения автора.

13 июн 2020, Дмитрий Кустов
Другие статьи
9 июл 2020, Константин Хохрин
Что такое OKR?

OKR, Objectives and Key Results — это система постановки целей. Этот подход позволяет добиться вовлеченности сотрудников, синхронизировать организацию и обеспечить движение всех участников процесса в едином направлении, с ясными приоритетами и заданным ритмом.

9 июл 2020, Валентина Коричина
Юнит-экономика “Для чайников” #1

Самая простая формула юнит-экономики отвечает на вопрос “Что я масштабирую — прибыль или убыток — когда вливаю деньги в рекламу?”

7 июл 2020, Иван Селеверстов
Как сформировать качественные OKR

Чтобы помочь вам сделать OKR лучше, мы придумали критерии оценки и оформили их в чек-лист. При помощи набора вопросов вы можете проверить ваши OKR и получить оценку в баллах. Сумма баллов покажет вам, насколько вы близки к вашему Good enough, стоит ли провести еще один раунд доработок. Сами вопросы в чек-листе подскажут направление для улучшений.