Отчет об исследовании Agile в России 2021
В 2021 году в исследовании Agile поучаствовали 1057 человек. Исследование проводилось ScrumTrek в партнерстве с HeadHunter, Банком «Агророс» и Россельхозбанком, а также с участием других компаний и частных лиц.
Читать краткий отчет | Получить полный отчет | Отчеты за другие годы
Общедоступная краткая версия отчета об исследовании 2021 (18 страниц) отвечает на 3 основных вопроса:
- Каковы тренды в России и в мире – как с годами меняется популярность Agile-подходов?
- Какие подходы и продуктовые практики применяются на разных этапах Agile-зрелости?
- Каковы эффекты от этих подходов? В кратком отчете фокус на главный эффект: ускорение поставок / выхода продуктов на рынок.
Ниже вы найдете основные факты и диаграммы из краткого отчета. А чтобы получить полный отчет об исследовании Agile в России 2021 и следующие отчеты, оставьте свой email:
1. Тренды: популярность Agile-подходов
Здесь и далее «Экспериментирующими с Agile» называем те компании, чьи представители в ответ на вопрос «На какой стадии внедрения Agile находится Ваша компания?» выбрали вариант «Экспериментируем с Agile локально (пилотирование)». А «Работающими по Agile» условно называем тех, кто выбрал два других варианта ответа: «Внедрили Agile, но находимся на этапе становления» и «Высокий уровень Agile-зрелости всей организации».
Вслед за общемировым исследованием State of Agile, здесь Kanban считается Agile-подходом, хотя официально Kanban уже позиционирует себя как альтернатива Agile.
Доля Kanban в России в 2021 году составляет 27%. Это в 4.5 раза больше, чем доля Kanban в мировом исследовании — 6%.
Многие участники российского исследования в вопросе «Какие подходы Ваша команда применяет для разработки новых или улучшения существующих продуктов?» отмечают одновременное применение нескольких подходов. В частности, Kanban совместно со Scrum так или иначе применяют 43%. Поэтому «доли» подходов рассчитываются по специальной методике, описанной в отчете (так, чтобы в сумме эти доли составляли 100%). Но независимо от методики определения «доли», есть 2 однозначных факта:
- Популярность Kanban в России растет последние годы (тогда как в мире она не растет, а колеблется на уровне 5-7%).
- Среди респондентов, которые в 2021 году указали единственный подход в этом вопросе, 14% применяют именно Kanban-метод (и 63% таких респондентов применяют Scrum).
Не менее впечатляющий рост популярности демонстрирует SAFe® (Scaled Agile Framework®), и в 2021 году доля этого подхода к масштабированию Agile достигла 32%. Но в отличие от Kanban, в данном случае Россия идет вслед за мировым трендом, где SAFe за 2 последних года вырос с 30% до 37%.
Совместное применение SAFe с другими подходами, конечно, встречается намного реже (27%), чем в случае Kanban, Scrum и других подходов командного уровня (60%). Ибо подходы к масштабированию во многом самодостаточны, особенно SAFe, который включает очень много практик и все уровни управления (вплоть до портфеля проектов). Тем не менее, отдельно приведем популярность таких подходов среди тех респондентов, которые указали единственный подход к масштабированию Agile:
- Собственный подход — 39% (в общемировом исследовании этот процент в разы меньше, но в России любят изобретать собственные подходы, а также просто применять отдельные элементы стандартных подходов);
- SAFe — 27%;
- Scrum-of-Scrums — 14% (SoS — простая практика синхронизации команд, которую часто применяют начинающие и которую иногда отождествляют с термином Scrum@Scale от Джеффа Сазерленда);
- LeSS — 8% (процент меньше, чем на диаграмме, поскольку многие участники исследования сочетают LeSS с такими подходами как SoS, хотя это и запрещено авторами LeSS);
- Другие стандартные подходы — 11% (в том числе Nexus 2%, Disciplined Agile 1% и модель Spotify 2%).
SAFe and Scaled Agile Framework are registered trademarks of Scaled Agile, Inc.
2. Какие Agile-подходы и практики применяют новички, а какие — зрелые Agile-команды
Свой путь в Agile 28% команд начинают не с «чистого» Скрама, а с некоего собственного Agile-подхода (например, используют лишь такие отдельные элементы Scrum как «итерации», «доски» или «ежедневные встречи»). В разделе 2 отчета смотрите наш анализ этого факта, а также аналогичного факта про масштабирование Agile, где «собственный подход» среди начинающих достигает 62%.
В зрелых Agile-командах доля «собственного подхода» снижается в 4.5 раза по сравнению с новичками, тогда как доля сочетания «Scrum + Kanban» вырастает в полтора раза — до уровня 60%.
Вслед за внедрением Agile-подходов начинает расширяться спектр применяемых командами продуктовых практик. Что весьма разумно: ускорив поставку продуктов, пора задуматься о том, чтобы поставлять именно то, что нужно клиентам.
3. Выгоды от Agile
В полном отчете вы найдете анализ ответов людей на 2 вопроса (в зависимости от многих факторов):
- Какие выгоды от внедрения Agile получены в вашей компании? (по 13-ти показателям эффективности)
- Как вы оцениваете текущее состояние дел в вашей компании относительно других российских компаний из вашей отрасли? (по 4-м субъективным метрикам)
Здесь приведем лишь основные результаты по вопросу 1 в зависимости от Agile-зрелости:
Достижение основной бизнес-цели Agile — ускорение delivery / выхода продуктов на рынок — отмечают больше половины участников исследования: в 2021 году этот показатель в России составил в среднем 58% (в мире — 64%).
На диаграмме выше видна положительная корреляция всех показателей эффективности с Agile-зрелостью компании, которая описана в начале этой статьи. В частности, на этапе пилотирования Agile заметное ускорение отмечают 45%, на этапе становления Agile — 58%, на этапе зрелости Agile-процессов во всей организации — 73%.
Сочетание «Scrum + Kanban» (в том числе, отдельный подход Scrumban) почти по всем показателям оказывается чуть более эффективным, чем «просто Scrum». Но есть исключение из этого паттерна: улучшения Скрама Канбаном не приводят к дополнительной выгоде по показателю «ускорение delivery / выхода продуктов на рынок» (что неудивительно: для этого предназначен именно Scrum).
Более подробную статистику и аналитику по эффективности различных подходов, а также мнения экспертов и влияние на показатели эффективности таких параметров как отрасль и тип клиентов (B2C/B2B/…) — ищите в полном отчете по исследованию.
4. Участники исследования
Все больше отраслей — даже медицина и образование — вовлекается в Agile, не говоря уже об активном применении Agile-подходов практически во всех российских банках. В итоге доля участников исследования из ИТ-компаний, которая предыдущие годы превышала 40%, в 2021 году составила всего 33%.
В этом году впервые на первое место по участию в исследовании вышли Scrum-мастера – 17%, они обогнали менеджеров проектов – 16%, на третьем месте по-прежнему руководители отделов – 10%. С 6% до 9.5% выросла доля владельцев продукта.
Читать краткий отчет | Получить полный отчет | Отчеты за другие годы
Примите участие в исследовании Agile в России! Ответы на 15 вопросов исследования займут у вас не более 5 минут. Взамен получите скидку 3000 руб. на все тренинги и курсы ScrumTrek, а также шанс выиграть один из 15 призов!
Современные компании сталкиваются с необходимостью постоянных изменений — будь то адаптация к новым рыночным условиям или улучшение внутренних процессов. Как найти способ эффективно внедрять изменения, причем так, чтобы сделать это быстро и с минимальным сопротивлением от команды? Один из инструментов, который может помочь в этом, — HADI-цикл.
Agile подразумевает смену культуры и изменение мышления, поэтому убедить в необходимости этого руководителей порой бывает очень сложной задачей. Более того, просьба перейти на гибкий подход иногда воспринимается как критика. Давайте разберемся, как можно сделать этот процесс проще и эффективнее.
К сожалению, до сих пор многие руководители компаний имеют представление о Scrum только как о фреймворке, который используют в разработке цифровых продуктов. В этой статье мы рассмотрим опыт применения методологий Agile в армии США и попробуем объяснить, что данные методологии — это лишь способ организации гибкости работы команды или организации, и они не привязаны только к одному привычному продукту — программному обеспечению.