Кто такой Scrum-мастер, и зачем он нужен команде
Есть два способа объяснить, кто такой Scrum-мастер. Первый — короткий, но сложный; второй — длинный, подробный и понятный.
Начнем с короткого. Scrum-мастер — это специальная роль во фреймворке Scrum. Цель Scrum-мастера состоит в том, чтобы научить Scrum-команду работать по Scrum, помочь ей улучшать методы своей работы и привести ее к самоуправлению и высокой эффективности. При этом у Scrum-мастера нет властных полномочий, он не может раздавать задания, не может принимать решения за команду или отдельных ее участников.
Если вам все понятно, то поздравляю вас. Можно дальше не читать. Спасибо, что уделили время, и можно переходить к чтиву посложнее:
Василий Савунов
Уровни зрелости Scrum-мастера: от проповедника механического Скрама до агента изменений во всей компании.
Обычно короткий ответ ничего не объясняет: в частности, неясно, за счет чего самоуправляемая команда со скрам-мастером эффективнее классической команды во главе с руководителем и/или тим-лидом. В коротком ответе слишком много абстрактных терминов.
В этой статье я опишу конкретные обязанности скрам-мастера, не заваливая вас десятками специфических терминов Scrum — таких как инспекция, адаптация, кросс-функциональность, инкремент, бэклог и даже владелец продукта. Разъяснения всех 40+ терминов вы найдете в глоссарии Scrum, однако это скорее для тех, кто хочет понять формулировки официального Руководства по Скраму. А эта статья имеет другую цель: максимально простыми словами объяснить вам смысл роли скрам-мастера и его обязанности по отношению к скрам-команде.
На конкретном примере я покажу, почему скрам-мастер необходим и как он делает эффективной работу команды, состоящей из творческих людей и решающей комплексную проблему.
Именно для решения таких нетривиальных проблем и предназначен Scrum. Если же люди выполняют повторяющиеся предсказуемые задачи (пусть сложные, но похожие друг на друга проекты с четкими и слабо меняющимися требованиями) — тогда применение Scrum приведет лишь к неоправданным расходам, а вместо скрам-мастера нужен классический менеджер.
Содержание статьи
Пример комплексной проблемы
Давайте представим себе ситуацию: вы литературный менеджер. У вас есть несколько писателей. И заказчик поставил вам задачу — написать роман. Да не просто роман, а такой, какого еще не было! И чтобы обязательно продавался лучше всех. И выпускать этот роман надо по частям, что позволит подогревать интерес к книге. Так многие делали в начале XX века. Конан Дойл печатал свои произведения про Шерлока Холмса таким образом.
Основные требования от заказчика:
- Нужно получить максимально возможную прибыль от этого произведения. В идеале, чтобы этот роман был бесконечен, чтобы выпускать его вечно. Мы, конечно, понимаем, что это невозможно, но хотя бы года на 3-4 надо обеспечить доход.
- Каждую неделю вам надо выпускать главу. И чтоб лучше предыдущей. И чтобы все было связано между собой, над заранее знать что будет дальше.
- Вдобавок, заказчик вдохновился историей коллективного написания книги “The Painted Sky” Сиднейским книжным клубом и требует, чтобы будущая книга была написана коллективом из семи писателей.
Итак, у вас есть группа семи эрудированных, опытных, жаждущих успеха писателей.
Ваша задача: организовать их работу так, чтобы они вместе придумали сюжет книги, главных героев, основные повороты сюжета, договориться как именно они будут писать книгу (по очереди главу, или коллективно или как-то еще), как будут обеспечивать логическую стройность повествования, и цельность сюжета, как будут вычитывать, править и так далее и так далее, пока книга не будет написана.
Каждый из писателей этот роман может сам написать. Но условие, что каждую неделю должно выходить по главе, задает слишком жесткий темп, который не всякий писатель выдержит…
Чтобы участники группы помогали друг другу, нужна общая, вдохновляющая цель. Например — попасть в книгу рекордов Гиннесса с книгой, написанной наибольшим коллективом авторов, или выиграть премию «Русский букер», или еще что-то подобное.
Вы, как менеджер в этом коллективе, в писательском ремесле не разбираетесь. Ваша задача — сделать так, чтобы эти семь человек выдавали результат каждую неделю, и делали это талантливо и качественно.
При этом заказчик не сказал ни тему романа, ни кто главный герой, ни основные завязки сюжета. Ни-Че-Го. Классика, в общем. Главное — чтобы денег заработать, и чтобы книга долго приносила доход.
Что делать? Управлять написанием книги в ручном режиме вы не можете — квалификация не позволяет. Поручить написание книги одному из семи писателей — велики риски сорвать план по выпуску глав книги.
Остается один выход — как-то так организовать процесс, чтобы писатели в группе сами выбрали тему, опробовали ее на ограниченной аудитории, и дальше, помогая друг другу каждую неделю придумывали сюжет новой главы, писали ее, вычитывали на предмет ошибок и отправляли в литературную газету для публикации.
Важно, чтобы при этом они смогли договориться между собой и не поссориться. Идеально, чтобы они еще обучали друг друга и делились лучшими практиками.
Представили? Сложная проблема? А ведь именно с такой проблемой сталкивается большинство Scrum-команд:
- Задача от заказчика не содержит четких формулировок о том, каким именно должен быть ее результат, главное — польза для бизнеса.
- Поэтому выполнять ее могут лишь люди высокопрофессиональные, творческие, имеющие свое мнение. Как следствие, нескольким таким людям сложно договориться между собой в ходе решения общей задачи.
- Однако необходимо создать из таких людей единую команду, поскольку сроки очень жесткие: в одиночку задача в эти сроки невыполнима, разделить ее на части и раздать эти части людям менеджер тоже не может без вреда для результата.
- Более того, результат должен выдаваться потребителю не в конце, а регулярно в ходе работы, иначе бизнес-эффект будет намного ниже.
Единственное, что упрощает решение такой проблемы — это наличие вдохновляющей общей цели. Но этого отнюдь недостаточно для того, чтобы творческие люди самоорганизовались и выполнили поставленную задачу в этих жестких условиях.
Для успешного выполнения таких задач нужен скрам-мастер, и ему нужно делать очень многое: развивать командную ответственность, поддерживать конструктивное общение, стимулировать постоянные улучшения процесса и результативности работы.
Посмотрим подробнее на эти обязанности скрам-мастера.
Развитие ответственности в команде
Как Scrum-мастеру нужно организовать работу, чтобы весь коллектив работал на одну цель, и чтобы все между собой общались?
В первую очередь, надо, чтобы команда постепенно начала осознавать свою коллективную ответственность за результат. В Scrum для этого есть набор встреч, целью которых является коллективное принятие решений и повышение командной ответственности.
Первая встреча, которая приучает к общей ответственности, — это Обзор спринта в конце итерации (итерации работы в Scrum называются спринтами и длятся 1-4 недели). На обзоре вся команда презентует заказчику результат. На этой встрече заказчик впервые увидит, что сделала команда за прошедшую итерацию, и даст обратную связь: что, по его мнению, стоит добавить, усилить или убрать в этой главе книги, а что стоит учесть при написании следующих глав.
Задача Scrum-мастера — это все организовать так, чтобы каждый участник команды принял участие в презентации, ответил на вопросы заказчика, и не затерялся среди коллег. Поначалу скрам-мастер это организует сам, но постепенно обучает команду планировать содержание встречи и управлять дискуссией по ходу встречи. Это еще больше развивает их командную ответственность.
Если писателей объединяет общая цель, и они совместно трудились на главой целую неделю, то им наверняка есть что рассказать на обзоре спринта. Как развивался сюжет, как менялись отношения главных героев, какие трудности были при написании, о чем вообще эта глава, и как она укладывается общее повествование и т.п.
Вторая встреча, которая способствует осознанию ответственности — Планирование спринта в начале итерации. Это встреча, предназначенная для коллективного разбора предстоящих задач и коллективной оценки этих задач.
Раз уж наши писатели создают целостную историю, и то им волей-неволей придется договариваться о том, как будут развиваться отношения персонажей, какие события их ждут, и каковы будут их реакции на эти события. Например, они могут решить, что каждый из них прорабатывает конкретного персонажа. Тогда на планировании им надо решить, какие основные события ждут всех персонажей. Как меняется внешняя среда, или какие возникают важные события, которые влияют на всех персонажей. На этой же встрече участники должны договориться о цели спринта — о главном достижении, которое должно быть достигнуто по итогам спринта.
Например, писатели могут решить, что целью ближайшего спринта будет описать, как главные герои выберутся из затруднительного положения, в которое они попали в прошлой главе. Дальше писатели могут накидать «канву» главы, чтобы были понятны основные сюжетные повороты, которые каждому из них надо учесть.
Чтобы не «промахнуться» в сроках, команде нужно оценить задуманное, чтобы убедиться, что они успеют все проработать, сделать и вычитать за неделю. Оценка может производиться экспертно или с помощью каких-то систем оценок, но в обязательном порядке с итоговой оценкой должны согласиться все участники. Это важно, поскольку результат общий, и на обзоре спринта отмолчаться не удастся — каждый должен будет рассказать о своем вкладе в общий результат.
Все это должно быть сделано на планировании спринта. А дальше каждый писатель, имея «канву» будущей главы, должен будет проработать своего персонажа в связке с другими персонажами.
Ежедневные встречи
После планирования спринта начинается сама итерация работы — спринт. В течении спринта участники команды реализуют то, о чем договорились. Чтобы результат в конце итерации получился согласованным, проводится 15-минутный Ежедневный Скрам. На этой встрече участники команды вкратце рассказывают, как идет работа над задачей, подсвечивают возникшие проблемы и договариваются о том, кому с кем в течении дня надо поговорить по возникшим проблемам, разногласиям и непоняткам.
Легко представить себе, как наш коллектив писателей встречается утром за чашкой кофе, и каждый рассказывает, что он придумал о своем персонаже, какие сюжетные коллизии и проблемы возникли в процессе проработки персонажа главы, какие у него возникли сомнения или вопросы к остальным участникам. По итогам станет ясно, что нескольким писателям надо встретиться позже, чтобы обсудить взаимоотношения своих персонажей в главе.
Таким образом достигается фокусировка на целях спринта и гарантируется согласованная работа.
Но причем здесь скрам-мастер? Если команда поняла и приняла смысл ежедневного скрама, то он почти не причем.
Скрам-мастер обязан лишь убедиться, что эта встреча проводится ежедневно, укладывается в 15 минут и достигает своих целей (синхронизация работ, выявление препятствий на пути к цели спринта и совместная корректировка планов на день).
Ежедневный скрам проще других встреч, и он обычно является первой встречей, которую люди обучаются проводить эффективно даже в отсутствие скрам-мастера. Если не отклоняться от целей ежедневного скрама, то за 15 минут сложно даже поссориться 😉
Фасилитация обсуждений и конфликтов
Вторая обязанность Scrum-мастера — научить участников, как им договориться между собой и не перессориться. Тут уже вступает в силу умение скрам-мастера фасилитировать встречи.
Фасилитировать — значит организовывать и проводить встречи таким образом, чтобы:
1) все участники свободно высказывались и полноценно вовлекались в обсуждение;
2) по итогам обсуждения было принято решение, с которым согласен каждый участник команды, и которое каждый принимает как свое.
Фасилитируя обсуждение, скрам-мастер не может навязывать свое видение команде, а лишь помогать участникам быть услышанными, и слышать других, и совместно выбирать, какой из предложенных вариантов будет наилучшим в данной ситуации. Подробнее о том, как скрам-мастер может сохранять нейтралитет, а не навязывать свое мнение, можно посмотреть в этом 2-минутном видео:
Кроме того, Scrum-мастер должен учить команду тому, как конструктивно говорить о разногласиях и решать их. Конструктивный конфликт — то есть разность мнений — это хорошо для развития команды. Но чтобы это стало возможным, нужно научиться переводить разговор в конструктивную плоскость.
Ретроспектива и постоянные улучшения
Третья обязанность скрам-мастера — самая трудная, но очень важная. Она имеет непосредственное отношение к его основной цели:
Scrum-мастер отвечает за эффективность Scrum-команды. Он делает это, помогая Scrum-команде улучшать свои методы работы.
Руководство по Scrum 2020”
Чтобы команда повышала свою эффективность (т.е. качество и/или скорость работы), необходимо регулярно анализировать прошедшие спринты, выявлять проблемы, избавляться от неудачных элементов рабочего процесса и, наоборот, закреплять хорошие практики.
Как правило, люди не привыкли тратить время даже на выявление проблем своей работы. В команде людям трудно договориться между собой: что хорошо, что плохо и что не важно, какие препятствия стоит устранять и какие лучшие практики стоит распространять на всю команду. А еще труднее потом выполнять эти договоренности. Это самые сложные моменты в работе Scrum-мастера, требующие длительного времени и большого опыта.
Помогает скрам-мастеру в этом встреча под названием «Ретроспектива». Она завершает собой каждый спринт в скрам-команде.
Цель ретроспективы — совместное обсуждение и анализ всего того, что произошло за спринт. Нужно честно рассказать друг другу о том, какие были трудности и какие успехи. И совместно — это важно — договориться о том, как участники команды вместе будут справляться с этими трудностями и как усиливать то, что способствует успеху.
Например, наши писатели могут собраться на ретроспективу, и Scrum-мастер задаст им вопрос: «Что вам помогало сделать вашу работу хорошо в этом спринте?». Один писатель ответит, что ему помог коллега, который вовремя подкинул идею. Другой скажет, что стал носить с собой блокнот везде, и записывать любые мысли о том, как лучше написать главу, и это помогло ему ничего не забыть. Третий расскажет про «метод помидора» для управления временем. И так далее. Благодаря этому участники команды поделятся лучшими практиками, чему-то научатся друг у дружки, и порадуются своим успехам, что повысит их уверенность в себе и даст энергию.
Затем Scrum-мастер задаст вопрос «А что вам мешало делать свою работу хорошо в течении спринта?». И кто-то отметит, что не все поняли задумки сюжета, так как все торопились на планировании, и не все успели задать вопросы. А кто-то скажет, что потерял записи, и долго не мог их найти. Другой скажет, что ежедневные скрамы иногда затягиваются и отнимают много времени. И так далее: каждый найдет что-то, над чем надо поработать.
В завершение ретроспективы, скрам-мастер предложит проголосовать за те пункты «что мешало», которые кажутся участникам команды самыми важными и требующими обязательной проработки. После голосования выделятся топ-3 пункта, которые требуют решения в ближайших спринтах. Задача скрам-мастера — так организовать дальнейшее обсуждение этих пунктов, чтобы группа докопалась до реальной причины, придумала контрмеру, чтобы устранить эту причину, и чтобы кто-то обязательно взял на себя реализацию этой контрмеры.
Таким образом, по итогам ретроспективы у команды есть план улучшений. Создавая и выполняя этот план каждый спринт, команда непрерывно улучшает свою деятельность, наращивая скорость, эффективность и слаженность совместной работы.
Организация и проведение ретроспективы — прерогатива Scrum-мастера. От того, как она пройдет, какие решения будут приняты по итогам, и какие из этих решений будут реализованы к следующей ретроспективе, будет напрямую зависеть атмосфера в команде и эффективность команды.
Более того, от ретроспективы зависит, станет ли она полноценной командой или останется просто группой людей, которых судьба свела работать вместе. Полноценная команда отличается от рабочей группы тем, что ее участники дополняют друг друга ради общей цели. Там, где слаб один, силен другой. Если проводить ретроспективы правильно, то возникнет синергия, и результат команды будет значительно больше, чем сумма результатов каждого участника по отдельности. На практике это очень сложно, и без скрам-мастера почти невозможно достичь синергии и, как следствие, максимальной эффективности.
Обучение
Также Scrum-мастер должен обеспечить, чтобы каждый участник команды четко понимал смысл Scrum. Важно не просто механически делать то, что написано в Scrum Guide, а понимать, что стоит за встречами Scrum, как они связаны, что будет, если какую-то из встреч убрать или проигнорировать. Важно, чтобы скрам-команда понимала зоны ответственности всех, кто в нее входит, — скрам-мастера, владельца продукта и разработчиков. От слаженной работы всех этих людей зависит общий результат.
Задача Scrum-мастера — обеспечить, чтобы все это скрам-команда знала и понимала.
Заключение: обязанности скрам-мастера
Итак, скрам-мастер имеет много важных и непростых обязанностей по отношению к скрам-команде:
- Чтобы «помочь Scrum-команде фокусироваться на создании инкрементов с высокой ценностью» (© Scrum Guide 2020), скрам-мастер приучает команду коллективно принимать решения и вместе отвечать за результат. Делает это он с помощью эффективного проведения встреч Scrum, особенно планирования и обзора спринта.
- Чтобы люди могли конструктивно общаться и не ссорились, скрам-мастер обеспечивает, «что все события Scrum … позитивны, продуктивны и не выходят за рамки ограничений по времени», фасилитирует эти встречи, а также «коучит участников команды в части самоуправления» (© Scrum Guide 2020).
- Чтобы «способствовать устранению препятствий, мешающих прогрессу Scrum-команды» (© Scrum Guide 2020), скрам-мастер проводит ретроспективы, вовлекая там людей в устранение сначала внутренних препятствий, находящихся в зоне контроля команды, а затем и внешних препятствий, на которые команда может влиять.
- И конечно, скрам-мастер обучает команду всем элементам Скрама, помогает понять их смысл и правильно их применять.
Кроме этих функций, у скрам-мастера есть и другие, связанные с его поддержкой для Владельца продукта и для организации в целом. Но скрам-мастер обычно фокусируется на эти функции лишь на следующих этапах — уже после того, как команда научилась правильно понимать смысл Scrum-встреч, добиваться все лучших результатов с точки зрения бизнеса, а также самостоятельно организовывать свою работу и договариваться друг с другом.
При реализации Scrum есть много нюансов, и большинство из них касаются именно работы скрам-мастера. Как говорится в Руководстве по Скраму, «Scrum прост для понимания, но сложен для овладения в совершенстве».
На онлайн-тренинге Скрам-мастер, краткий курс выживания я на конкретных примерах показываю, что важно учесть на старте, как фасилитировать Scrum-встречи и как все организовать максимально эффективно, чтобы команда слаженно делала свою работу.
А если вам понравились картинки Scrum-встреч из этой статьи, рекомендую скачать для своей команды плакат по Scrum Guide 2020, содержащий эти картинки и не только их: все понятия Scrum в одном месте!
Почему команды так не любят изменения? Как это проявляется и почему на самом деле сопротивление — это хороший знак? В этой статье обсудим, какую роль играет сопротивление и как Agile-коуч может не бороться с ним, а использовать в интересах команды, применяя различные техники.
Что такое интервизия и действительно ли она помогает скрам-мастерам и agile-коучам, как правильно организовать такую встречу и зачем интервизия нужна самой компании. В статье я постараюсь ответить на все эти вопросы и рассказать о своем опыте, а в конце поделюсь кратким чек-листом для участников, которые хотят извлечь из интервизии максимум пользы.
Современные компании сталкиваются с необходимостью постоянных изменений — будь то адаптация к новым рыночным условиям или улучшение внутренних процессов. Как найти способ эффективно внедрять изменения, причем так, чтобы сделать это быстро и с минимальным сопротивлением от команды? Один из инструментов, который может помочь в этом, — HADI-цикл.