Джек-рассел-терьер вашего OKR-процесса, или какая роль в OKR отводится HR
Все больше компаний выбирает OKR-подход как способ стратегической адаптации в постоянно меняющейся среде и максимального вовлечения энергии и потенциала персонала. Есть ощущение, что для HR-лидеров OKR — идеальный инструмент, охватывающий эффективность, мотивацию, культуру и коммуникации сразу. И поэтому именно HR лидирует OKR в компании. Спойлер: это не всегда так! В статье разберем, как соотносится карта компетенции HR-менеджера с OKR-подходом и почему лидерство HR в OKR крайне желательно.
Недавно специально перечитала книгу Джона Дорра «Измеряйте самое важное», хотела найти упоминания роли HR. Получилось прямо как в анекдоте из 90-х: «Перечитывал пейджер, много думал».
Вот какая вырисовывается градация:
Это всего несколько цитат, но по ним виден разброс позиционирования HR в OKR-контексте:
И сразу вспомнилась модель HR-компетенций Дейва Ульриха UPD-версии 2016 года, согласно которой каждый уважающий себя HR считает себя стратегическим бизнес-партнером, всесторонне влияющим на успех компании. Возможно, просто не все в организации знают, какие компетенции сегодня есть у современного HR.
Давайте-ка вспомним ее, эту модель HR-компетенций:
И … теперь давайте совместим эту модель с OKR-фреймворком.
И что же получается? Практически по всему кругу OKR посекторно ложится в карту компетенций радеющему за стратегию, культуру и эффективность HR. И осталось только задать себе вопрос — я «заслуживающий доверия активист» (бордовый сектор модели Дейва Ульриха) или чего-то не хватает? Или другой вопрос — возможно, как раз OKR поможет мне наконец выйти на уровень «заслуживающего доверия активиста»? И HR-специалистам просто не хватает знания OKR-фреймворка? Это легко поправимо.
Однако давайте осмотримся по сторонам. Кто же чаще всего лидирует OKR в компаниях? Это проектный офис, стратеги, кто-то из лидеров ИТ, кто-то из лидеров продуктовой трансформации, кто-то из ТОПов. HR — в крайне редких случаях (хорошо, что они есть!).
Стоит отметить, что «очаги возгорания» пилотирования OKR в оргструктуре постепенно распространяются, при этом создавая организационную энтропию — единые процессы целеполагания, оценки персонала и премирования рассыпаются. И вот тут-то и вспоминают про HR (об этом писала в статье «Обсессивно-компульсивное расстройство премирования: что делать с премией при внедрении OKR»).
В таблице ниже можно увидеть, сколько направлений и ролей HR по факту вовлечены в OKR-процесс.
Таким образом, существует как минимум 8 причин, почему HR лучше других подходит на роль лидера OKR-процесса:
- HR — равноудаленная и равновлюбленная функция.
- HR отвечает за корпоративную культуру, ту самую, которая «ест стратегию на завтрак» (известная цитата Питера Друкера, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века).
- HR может вовремя вбросить на стратегический уровень важный гуманитарный контекст «про людей», о котором могут забыть другие лидеры.
- HR хорошо знакомы процессы раскатки процессов на все уровни персонала — таких в HR много (c КПЭ, например, справлялись же как-то).
- Именно HR рано или поздно нужно будет разводить оценку и вознаграждение при внедрении OKR.
- HR все равно надо будет заниматься организацией обучения сотрудников OKR-подходу.
- В OKR много общения, сотрудничества и фасилитации, а HR это может организовать лучше всех в компании.
- HR — ролевая модель, транслирующая бренд, ценности и стратегию компании кандидатам и коллегам.
Очень хочется вселить уверенность в HR-лидеров и вообще лидеров, что OKR-подход HR не только по силам, но и прямо по компетенциям. Продолжаю верить, что HR — самая правильная точка развертки внедрения OKR в компании. А если вам хочется глубже погрузиться в задачи OKR в HR-контексте, приглашаю на курс «HR как лидер OKR-процесса». На интенсиве мы разберем, как синхронизировать HR и бизнес-стратегию и собрать OKR для HR, как правильно организовать внедрение OKR и связанные процессы оценки и вознаграждения персонала и избежать ошибок.
Узнали у ведущего практика внедрения современных подходов к управлению Beyond Taylor Андрея Токарева, в чем отличие Клиентократии от других синонимичных понятий, связанных с клиентом, какие ее принципы расширяют классический «тейлоровский» подход к управлению, а также вместе прошли 9 последовательных шагов внедрения этого подхода в бизнесе.
Что такое PI-планирование? Как с помощью этой практики выстроить эффективную и согласованную работу команд? И как подготовиться к сессии в офлайн или онлайн-формате? Обязательно ли внедрять SAFe®, чтобы использовать PI-планирование? В статье подробно отвечаю на все эти вопросы.
Как определить цели в OKR? Проверить, отвечают ли они задачам компании и условиям рынка или их пора скорректировать? Это базовая статья для тех, кто слышал про OKR и хочет попробовать этот метод в своей команде, но пока не знает, с чего начать. Обзор поможет разобраться с основными понятиями, а полезный чек-лист в конце сформировать качественные цели и всегда держать руку на пульсе.