Профессиональные сообщества в SAFe®
Профессиональные сообщества (Communities of Practice, CoPs) – это группы людей, объединенные общими интересами в определенных технических или бизнес-областях. Они регулярно сотрудничают, чтобы обмениваться информацией, совершенствовать свои навыки и активно расширять общие знания в этой области.
На основе статьи: Communities of Practice — Scaled Agile Framework.
Культура здорового сообщества строится на профессиональных знакомствах, личных отношениях, коллективных знаниях и общих навыках. Это добровольно – человек сам решает, вступать ему в сообщество или нет. Сообщества позволяют работникам умственного труда проявлять автономность, предназначение и мастерство вне их повседневных задач в Agile Release Train (ART).
Говорят, что мудрый человек учится на своих ошибках. Более мудрый человек учится на чужих ошибках. Но самый мудрый человек из всех учится на чужих успехах.
Дзенская пословица в адаптации Джона К. Максвелла
Профессиональные сообщества (также известные как «гильдии» — прим. ред.) позволяют специалистам обмениваться знаниями и навыками с людьми по всей компании. Когда человек принадлежит к какому-либо сообществу, ему открывается широкий спектр экспертных знаний. Эти знания помогают решать технические задачи, вдохновляют на постоянное совершенствование и вносят больший вклад в достижение более масштабных целей организации. Как результат – сообщества формируют определенные выгоды для компании: быстрое решение проблем, повышение качества, передача опыта и развитие навыков в различных областях, удержание талантов.
Особенности
Согласно Венгеру, чтобы считаться профессиональным сообществом, у группы должно быть три отличительных признака, как показано на рисунке 1.
- Предмет сообщества – область общих интересов.
- Практика – совместно накопленные знания и инструменты, применяемые участниками для решения общих проблем.
- Сообщество – коллектив, объединенный общим интересом и проводящий регулярные взаимодействия.
Благодаря принципам и методикам Lean-Agile появляется все больше кросс-функциональных команд и программ, а они, в свою очередь, облегчают поставку ценности в организации. Наравне с этим мышление Lean делает упор на том, чтобы люди, обладающие разными навыками, сплачивались вокруг потока ценности. То есть разработчикам нужно общаться с другими разработчиками, тестировщикам — с другими тестировщиками. Владельцам продуктов (PO) нужно общаться со своими коллегами из других Agile-команд и так далее. Это жизненно необходимо, чтобы по-новому использовать разнообразный опыт и практические знания разных людей.
Именно это движет мастерством и непрерывным обучением, помогая перенимать новые средства и методы.
Общение, основанное на интересе к предметной области, возникает при поддержке профессиональных сообществ – например, создаются неформальные группы специально для эффективного обмена знаниями между командами, ART и всей компанией. На рисунке 2 приведен пример ролевого сообщества – одного из наиболее распространенных типов сообществ.
Например, Scrum-мастера разных Agile-команд могут сформировать своё сообщество, чтобы делиться наработками и опытом в создании высокопроизводительных Agile-команд. По мере того, как сообщества растут и привлекают все больше людей, постепенно появляется больше тематических сообществ – например таких, как на рисунке 3.
Состав таких сообществ может быть куда более разношерстным. Сообщество, которое образовалось на почве интереса к DevOps, может привлечь участников практически с любой должности в организации.
В сообщество автотестирования могут входить тестировщики и разработчики, которым потенциально интересно развивать эти навыки. Сообщество Agile-архитектуры и проектирования может внедрить, например, эмерджентный дизайн (прим. ред. — emergent design, последовательно улучшающийся, последовательно развивающийся дизайн), целевую системную архитектуру (intentional system architecture), непрерывную интеграцию и рефакторинг. Кроме того, сообщество может содействовать вложению усилий, чтобы создавать и поддерживать Architectural Runway, развивать дизайн-мышление и проектирование для тестируемости и развертывания, безопасности приложения и многого другого. Остальным участникам могут быть интересны Agile-коучинг, DevOps и Конвейер Непрерывной Поставки, Нормативно-правовой контроль (Compliance), практики встроенного качества (Built-In Quality) и другие новые процессы.
Организация профессиональных сообществ
Профессиональные сообщества довольно естественны — у них, как и у большинства живых организмов, есть жизненный цикл: от идеи о концепции нового сообщества и до момента, когда участники чувствуют, что группа достигла предела, выполнила поставленные цели или больше не несет в себе ценности как таковой. На рисунке 4 показан типичный жизненный цикл сообщества.
Сообщество формируется на стадии зарождения. Обычно это несколько практикующих специалистов, которые разделяют общую страсть к определенной сфере и особое стремление. Как показано на рисунке 5, участники сообщества по-разному участвуют в его жизни.
Расскажем чуть подробнее о каждой категории:
- Основная команда. Эта категория формирует ядро сообщества, которое будет управлять им, организовывать, продвигать и развивать его.
- Актив группы. Активные участники плотно взаимодействуют с основной командой, помогая сформировать определение и направление сообщества. Они же занимаются определением общего видения сообщества, цели, ролей, стратегий взаимодействия, продвижения и общения.
- Временные коллективы. Активизируются, когда затрагиваются конкретные и интересующие их темы, или когда им есть, что предложить группе. Зачастую таких большинство.
- Случайные участники. К этой категории относятся те, кто чувствует связь с сообществом, но не сильно вовлечены. К ним относятся новички или люди, проявляющие более досужий интерес к деятельности сообщества.
- Редкие участники. Такие участники связаны с сообществом меньше остальных и включаются только, когда им необходим доступ к ресурсам сообщества, или они хотят предоставить сообществу конкретные услуги (например, поддержку веб-сайта).
С течением времени людям свойственно переходить из одной категории в другую и принимать на себя разные обязательства. Сообщества появляются органически, самостоятельно. Участники сообществ сами определяют свой уровень вовлеченности — он может отличаться от других рабочих групп, таких как команды тигров (прим. ред. — tiger teams, специалисты, собранные для работы над определенной целью или решения конкретной проблемы) и комитетов. Процесс естественного перемещения людей между сообществами полезен. Благодаря ему свежие идеи и новые знания легко распространяются по всей организации разными способами – и эти способы дополняют формальный обмен информацией.
Управление профессиональным сообществом
Поскольку сообщества по своей природе неформальны и самостоятельны, члены сообщества, отталкиваясь от своих потребностей, сами определяют способы взаимодействия и их частоту. Например, для разработчиков это хакатоны, мастер-классы по программированию и технические обсуждения. Среди прочих форматов – митапы, небольшие семинары, вебинары и свободное общение через социальные бизнес-платформы, такие как Slack, Confluence и Jive.
На этапе расцвета члены сообщества постоянно развиваются – они участвуют в регулярных ретроспективах, аналогичных тем, которыми пользуются Agile-команды. Чтобы в сообществе сохранялись здоровые взаимоотношения, основная команда придерживается следующих правил:
- Не усложнять. Все должно быть просто и неформально.
- Укреплять доверие.
- Гарантировать быстрый обмен информацией и общей осведомленности.
- Повышать общий объем знаний, накопленный в ходе жизни сообщества.
Затем наступает этап угасания. Сообщество себя исчерпало, основная команда должна подумать о закрытии сообщества и тем самым позволить участникам направить энергию в другие сообщества. Обычно о том, что сообщество достигло финальных стадий, сигнализируют охлаждение интереса участников к обсуждениям и посещаемости мероприятий, число участников сокращается, как и польза от ретроспектив. В конце этого этапа сообщество прекращает свое существование. И этот момент лидеры должны превратить в позитивное событие: отметить успехи сообщества и его активистов, поощрить за активное участие в других сообществах. Отмечая такие события, опыт, накопленный сообществом, становится частью знаний компании. Нередко «закрытие» одно здорового сообщества дает начало для 3-5 новых профессиональных сообществ.
Содействие вовлечению в профессиональные сообщества
IP-итерация (Innovation and Planning Iteration, итерация инноваций и планирования) предоставляет сообществу прекрасную возможность проводить формальные или неформальные учебные занятия, и прочие мероприятия, такие как coding dojo, коучинг-сессии и тому подобное.
Роль Lean-Agile лидеров в том, чтобы поощрять и поддерживать желание людей становиться лучше. Это помогает организации совершенствоваться и раскрывает внутреннюю мотивацию работников умственного труда, как описано в Принципе SAFe №8: «разблокируйте внутреннюю мотивацию работников умственного труда». Сообщества придерживаются идеалов уважения к людям, инноваций, потока и непрерывного совершенствования, которые описаны в Lean-здании.
Способствуя формированию сообщества, лидеры Lean-Agile демонстрируют поддержку, постоянно рассказывая о ценности сообществ, освещая истории успеха и признавая усилия добровольцев. Лидеры также могут поддерживать сообщества, предоставляя помещения для совещаний, материально-техническую поддержку и финансирование встреч, инструментарий и средства коммуникации.
SAFe and Scaled Agile Framework are registered trademarks of Scaled Agile, Inc.
Стать пионером трансформации в компании, кратно увеличить объем продаж, вдохновляя своим успехом другие команды, и разрешить себе мечтать о «космосе»: история успешной Agile-трансформации в интервью с Сергеем Нечушкиным, директором департамента малого и среднего бизнеса Абсолют Банка.
В статье рассмотрим Lean Portfolio Management — одну из 7-ми ключевых компетенций, необходимых для достижения Бизнес-гибкости (Business Agility).
Статья с детальным обзором состава и механизма работы портфеля SAFe®. Содержит различные примеры организации портфелей для крупного и малого бизнеса, а также их плюсы и минусы