OKR для разных этапов жизненного цикла компании
OKR (Objective and Key Results) многие компании выбирают для повышения фокуса и роста прозрачности работы над изменениями (Change деятельности). При этом суть работы над изменениями будет отличаться для разных стадий жизненного цикла компании (ЖЦК).
Критерии перехода компании между стадиями достаточно субъективны. Более того, у тех, кто диверсифицирует свою деятельность и продуктовую линейку, разные линии бизнеса могут находиться на разных этапах ЖЦ.
Классический подход выделяет 4 основные стадий ЖЦК:
- формирование,
- рост,
- зрелость,
- спад.
Хочу поделиться с вами обобщенным опытом работы с компаниями на различных этапах жизненного цикла и контекста внедрения OKR. Далее разберем все этапы ЖЦК и особенности работы с OKR для каждого из них.
Особенности этапа Формирования:
- Небольшая команда во главе с основателем (часто от 5 до 100 человек);
- Команда сфокусирована на достижении общей цели;
- Сотрудники готовы выполнять широкий фронт работ по различным направлениям: продажи, маркетинг, производство, логистика.
Особенности применения OKR:
- Сфокусироваться на самом важном, отсечь ненужные в текущий момент задачи;
- Формат 1-3 OKRs на уровне топ-команды;
- Пересмотр целей каждые 1-3 месяца, чтобы дать компании возможность более гибко работать с экспериментами.
Особенности этапа Рост:
- Рост доли рынка и, как следствие, рост количества персонала;
- Возникает болезнь роста: то, что раньше делал один сотрудник, сейчас вызывает трудности у нескольких;
- Происходит процесс создания функциональных колодцев для централизации и наращивания компетенций.
На этой стадии применение OKR помогает “упаковать” деятельность конкретных функциональных колодцев так, чтобы минимизировать время на погружение новых сотрудников в контекст деятельности каждой из функций.
Особенности применения OKR на стадии Рост:
- Функциональные команды нацелены на оптимизацию своих процессов;
- Владельцами таких OKR выступают руководители функций/отделов;
- Цели ставятся на период 3-4 месяца;
- Целевое состояние и метрики связаны с повышением производительности подразделений, вовлеченностью людей и сокращением рутины.
Особенности этапа Зрелость:
- Компании подвержены росту бюрократизации;
- Внедрять изменения становится сложнее;
- Высокая изоляция функциональных колодцев способствует росту качества работы конкретных подразделений, но не позволяет компании эффективно делать инициативы, затрагивающие несколько подразделений.
Довольно часто ситуацию по взаимодействию колодцев можно описать фразой: “К пуговицам претензии есть?”. Сквозные процессы компании никто не хочет оптимизировать, а производственные циклы начинают сбоить.
Особенности применения OKR на стадии Зрелость:
- Фокус на работу в кросс-функциональных командах с общими целями;
- Цели ориентированы на оптимизацию производственных процессов и ускорению работы с инновациями;
- OKR имеет несколько циклов постановки (трех-/пятилетний, годовой, квартальный);
- Процесс работы с целями подталкивает руководителей на разном уровне вовлекаться в работу команды.
Основная цель внедрения OKR – повысить прозрачность результатов изменений, в которые компания инвестирует время команд.
Особенности этапа Спад:
- Компания ищет новые драйверы для развития;
- Сотрудники работают длительное время и не хотят менять привычный (и оптимизированный под прошлое) формат работы.
Как стимулировать изменения в такой ситуации?
- Один из драйверов – инвестиции в развитие персонала, которые традиционно в ведении HR-функции.
- Второй – директора компаний, находящие новые ниши и возможности для перезапуска бизнеса.
Особенности применения OKR:
- OKR формируется с фокусом на рост новых бизнесов, снижение затрат и рисков по умирающим продуктам;
- Поощрение команды экспертов-энтузиастов, верящих, что новые продукты позволят сохранить бренд и аудиторию компании;
- Применение OKR вызывает высокое сопротивление у операционных подразделений.
OKR — распространенный подход для работы с изменениями, но работа с изменениями для каждого этапа ЖЦК, культуры и рыночного состояние отрасли будет отличаться.
Чтобы правильно сформулировать OKR, для начала поймите, на каком этапе сейчас ваша компания и на какие особенности стоит обратить внимание при формировании OKR. Это позволит вам сфокусироваться на том, что действительно важно именно для вашего бизнеса здесь и сейчас.

Agile и Scrum, управление проектами и управление изменениями, продакт-менеджмент или инженерные практики в Agile — какое обучение выбрать? Где посмотреть все наши курсы и как их сравнить? Как выглядит дорожная карта обучения для разных ролей и направлений?

Это заключительная статья цикла про 9 моделей оргдизайна, в ней я расскажу про экспериментальные и гибкие модели. В конце материала вы найдете полезные рекомендации, как выбрать подходящую модель оргдизайна и партнера, с которым не страшно пройти бок о бок этот тернистый путь.

Как выстроить эффективную структуру управления в растущей продуктовой компании, и почему стандартные решения не всегда работают.